Совет 1: Как определить вязкость краски

Вязкость - это сопротивление жидких веществ перемещению или перемешиванию. Кинематическая вязкость измеряется в стоксах и м2/с. Вязкость материала зависит от его состава и температуры окружающей среды. Понятно, что водно-дисперсионные растворы будут обладать меньшей вязкостью. Но зато краски, например, при наименьшей вязкости имеют большую площадь покрытия, растекаются.
Инструкция
1
Используйте специальный прибор. Вязкость измеряется вискозиметром ВЗ – 246 (ГОСТ 9070-75), который используется при нормальном давлении 0,1 МПа и температуре 20±20С. Данный вискозиметр состоит из воронки определенного объема и сопла определенного диаметра. Вискозиметр ВЗ – 246 измеряет условную (ньютоновскую) вязкость – время истечения заданного материала через калиброванное отверстие сопла, когда на материал не воздействуют никакие усилия, кроме силы тяжести.
Знание параметра вязкости необходимо для выбора лакокрасочных материалов в строительстве, изготовления масел и смазывающих веществ для техники, печатании книг и газет.
2
При приобретении лакокрасочных материалов в магазине, вы можете узнать вязкость выбранного изделия, прочитав его значение на упаковке. Однако если упаковка повреждена, вполне возможно и разбавление краски растворителями, что приводит к ухудшению ее эксплуатационных свойств, покрытия и высыхания. В этом случае, зная исходную вязкость материала, вы можете измерить ее самостоятельно.
3
Возьмите конусообразную воронку объемом 100 мл и диаметром сечения сопла 4мм. Установите ее строго вертикально.
4
Нагрейте проверяемый материал до температуры 200С и залейте в воронку. Сопло воронки должно быть закрыто.
5
Откройте сопло и засеките время, которое требуется материалу для непрерывного истекания из воронки. Конечное время истекания - момент, когда материал перестает течь струйкой и начинает капать.

При испытании необходимо учитывать, что водно-дисперсионные растворы, очень чувствительны к нагреву. Небольшое превышение температуры нагревания может увеличить вязкость на несколько секунд.

Совет 2: Как измерить вязкость

Что такое вязкость? Под этим термином понимается способность жидкого или газообразного вещества оказывать сопротивление внешнему воздействию, стремящемуся «переместить» один его слой относительно другого. Чем больше это сопротивление, тем, соответственно, более вязким является вещество. Такие примеры постоянно встречаются в быту, например, растительное масло гораздо более вязкое, тягучее, нежели вода. Как можно измерять вязкость? Для этого существует целый класс приборов – «вискозиметров».
Вам понадобится
  • - сосуд в виде цилиндра, в стенке которого есть «носик»;
  • - тонкий и длинный стеклянный капилляр;
  • - резиновая трубка, подходящая к «носику» и капилляру;
  • - подставка-возвышение под стакан с «носиком» (для создания перепадов высот);
  • - емкость для сбора жидкости;
  • - точная линейка.
Инструкция
1
Пример: измерьте коэффициент динамической вязкости с помощью вискозиметра Пуазейля. Для этого соедините с помощью резиновой (или другой гибкой полимерной) трубки капилляр и сосуд, находящийся на подставке. Предварительно измерьте линейкой (лучше металлической) длину капилляра, результат запишите под индексом l. Свободный кончик капилляра расположите над приемной емкостью (лучше лабораторной, градуированной).
2
Тщательно закрепите его, например, привязав к штативу, и замерьте металлической линейкой высоту свободного кончика капилляра над столом. После этого запишите результат под индексом h.
3
Затем налейте в сосуд некоторое количество исследуемой жидкости. Линейкой измерьте высоту уровня жидкости над столом, запишите под индексом h1. То, что несколько крохотных капель жидкости успеет стечь в емкость через капилляр – не страшно; ее уровень в стакане понизится настолько незначительно, что это практически не повлияет на итоговый результат.
4
После этого засеките время. Подождите, пока уровень жидкости в стакане существенно не уменьшится. Снова засеките время. Запишите разницу во времени под индексом t.
5
Далее измерьте линейкой итоговую высоту уровня жидкости над столом, запишите под индексом h2. Уберите стакан с капилляром.
6
С помощью рисок на стенке градуированной емкости, определите количество стекшей жидкости. Запишите результат под индексом V.
7
Вычислите коэффициент динамической вязкости по формуле: 3,14ρgd4t (h1 + h2 -2h) / 256Vl, где g – ускорение свободного падения, ρ – плотность жидкости, d – диаметр отверстия капилляра.
Обратите внимание
Тонкий капилляр весьма хрупок! Соблюдайте осторожность при работе с ним.
Совет полезен?
Чем длиннее и тоньше капилляр, тем точнее получится результат, но и больше времени уйдет на опыт.
Обратите внимание
Увеличение вязкости ведет к уменьшению площади покрытия. На краске могут остаться следы материалов покрытия (кисти), зато плотность покрытия увеличится. Специальные вещества, добавляемые в краски, делают их тиксотропными, т. е. уменьшают способность к растеканию при меньшей вязкости.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500