Совет 1: Чем полезен багульник болотный

Одурманивающий вереск – багульник болотный, это не только пьянящий аромат и завораживающие своей красотой цветы, но и полезное лекарственное растение. Настои, мази, порошки для лечения людей, прекрасное средство от моли, лекарство для животных – все это можно получить из этого уникального растения.

Багульник болотный – ветвистый вечнозеленый кустарник высотой от 50 до 120 см. Его кожистые заостренные листья не опадают на зиму, а белые и красноватые цветы собраны в крупные кисти. Цветет багульник с мая по июль, а с августа по сентябрь созревают плоды – коробочки с мелкими семенами внутри. Растет багульник болотный зарослями в тундре и лесной зоне, преимущественно по болотам или во влажных хвойных лесах.

Его листья, ветки и цветы содержат эфирные масла, дубильные вещества, витамин С, флавоны и фитонциды.

Багульник болотный применяют как в народной, так и в научной медицине, используя его листья и побеги, которые собирают в процессе цветения для приготовления мазей, порошков и настоев.

Настоем из багульника лечат острые и хронические бронхиты, грипп и острые риниты. 5% водный настой помогает при спастических энтероколитах и является хорошим сосудорасширяющим средством.

При бронхиальной астме и приступах спазматического кашля прекрасно помогает водный настой из листьев багульника.

В народной медицине из багульника болотного заваривают чай (1 чайная ложка на стакан кипятка), который пьют при простуде, коклюше, артритах и хроническом ревматизме.

Для лекарственных целей молодые побеги собирают в период их цветения и плодоношения, их сушат на открытом воздухе. Лекарственная смесь представляет собой сочетание листьев, побегов и небольшого количества плодов.

Совет 2: Показания и противопоказания для применения багульника болотного

В первые дни лета на болотах стоит крепкий запах, от которого у человека может закружиться голова или начаться рвота. А происходит это из-за растения, которое произрастает там - багульника болотного.
Багульник болотный представляет собой вечнозеленое растение. Его длина составляет 120-150 см. Он также известен под названиями «болотник», «багун душистый», «багула» и др. Цветет багульник в период с мая по июнь. Плоды растения можно собирать в конце лета.

Багульник является ядовитым растением. А они нередко используются в производстве лекарственных препаратов. В багульнике большое содержание витамина С, флавоноидов и эфирного масла. Последнее содержит в себе фитонцид, сахар и палюстрол.
Лечебными свойствами обладают однолетние побеги багульника. В них концентрация эфирного масла наиболее высока. Также в растении этого возраста большое количество смолы, углерода и других полезных веществ.

Получить масло можно с любого места на багульнике. Единственным участком, где его нет, является корень растения. Оно имеет зеленоватый оттенок и обжигающий, горьковатый вкус. Именно благодаря маслу багульник так полезен. И чем больше его содержится в медикаментах, тем полезнее они будут.
Масло очищает сосуды, улучшает кровоток и снимает воспаления. Также оно восстанавливает деятельность тканей желудка.

Лекарственные средства с содержанием багульника болотного могут улучшить сердцебиение, учащая пульс. Они эффективны в борьбе с кашлем и сопутствующим симптомам, отлично справляются с бронхитом, гипертонией, туберкулезом и ревматизмом.

Из листьев и цветов этого растения можно приготовить целебный отвар. Он способен устранить многие сердечнососудистые заболевания, головные боли и бронхиальную астму. А из-за бактерицидных свойств багульник помогает бороться с вирусным заболеваниям, например, с дифтерией и коклюшем. Мазь, приготовленная на основе данного растения, прекрасно справляется с лечением кожных повреждений, экзем, ушибов, ссадин, обморожений и др.
Чтобы приготовить мазь, необходимо в жаропрочную емкость выложить рядами цветки и листья багульника, гусиный жир. Затем плотно закрыть и поставить в духовку при 100оС в на 4 часа. После процедить.

О целебных свойствах багульника известно во многих странах мира. И везде растению находят различное применение. Во Франции на его основе изготавливают средства для борьбы с кашлем, стенокардией и ревматизмом. Японцам же он помогает избавиться от болезней, связанных с вредными паразитами, например, чесоткой.

Но при всех полезных свойствах багульника болотного не стоит забывать о том, что он содержит в себе ледол – опасное вещество, которое делает растение ядовитым. Неправильное применение может стать причиной отрицательных последствий. Так, при передозировке багульник может вызвать сильные головные боли, тошноту и головокружение. Не рекомендуется употреблять лекарства с этим растением людям, болеющим гепатитом, беременным или только родившим матерям, людям с нарушением ЦНС.

Также не стоит употреблять багульник болотный детям до 14 лет включительно. Растение способно вызвать индивидуальные аллергические реакции. Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Специалист сможет достоверно сказать, можно ли лечиться багульником или нет.
Видео по теме
Источники:
  • "Лекарственные растения Алтайского края", В. Куликов,1975
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500