Итак слово «ирис» появилось и было присвоено цветку в древней Греции. Красивое растение было названо в честь богини Ириды, посланнице богов. Она сходила с небес на землю по радуге, чтобы возвестить людям божью волю. Поэтому радуга стала символом богини-вестницы. А ирис, как известно, имеет огромное количество вариантов окраски — совсем как радуга! Существует около 800 видов ирисов самых разных оттенков, бывает даже так, что на одном цветке ириса сочетаются несколько разных цветов, что делает его еще более эффектным.

Так слово «ирис» в древнегреческом языке стало обозначать радугу и цветок. Эта идея с названием для цветка принадлежит Гиппократу, греческому врачу. Много позже Карл Линней предложил единую систему научных названий растений. И в этой системе для ириса он сохранил его древнее название. Так оно стало известно всем ботаникам мира, а затем распространилось дальше научного мира и прижилось в бытовом языке.


В России об этом названии стало известно только во второй половине XIX века, а до сей поры русские называли ирис «касатиком» (из-за схожести его листьев с косой). Украинцы звали ирис «петушком» («пiвник»), очевидно за схожесть лепестков с перьями в развесистом петушином хвосте. Болгары, сербы и хорваты по сей день зовут ирис «перуникой» — в честь славянского бога Перуна Громовержца — или «богишей» («божий цветок»). Помимо этого у славян существовало множество народных вариаций названия ириса: пискульник, касатка, пролеска, косички, сазаны, лепешник, чикан, бубенчики, чистяк, волчий (или заячьи, или медвежий) огурец, сорочьи цветы, чеменник. 

В Японии одним и тем же иероглифом обозначается слово «ирис» и слова «воинский дух». Поэтому в День мальчиков японцы готовят из цветов ириса талисманы «майский жемчуг» — он призван помочь мальчикам стать отважными. Ведь острые листья цветка так похожи на мечи.

В мире живописи прижилась метафора, называющая ирис «лилией с мечом», сочетание нежных лепестков с острыми листьями. Он стал символом скорби Девы Марии о Христе и часто сопровождает ее на картинах фламандских художников.

Возникает еще одна ассоциация — с конфетой под названием «ирис», хорошо известной нам с детства ириской. Откуда это созвучие? Считается, что это идея французского кондитера по имени Морна. В начале XX века он работал в Петербурге над этими молочными конфетами и заметил, что их рельеф похож на лепестки ириса.