Содержанием познавательной деятельности является приобретение знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В процессе этой деятельности человек учится взаимодействию с окружающим миром, познавая те закономерности, по которым он существует.
Основу познавательной деятельности составляют когнитивные (познавательные) психические процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Ощущение и восприятие



Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств предметов и явлений. Это наиболее простое психическое явление, представляющее собой переработку нервной системой тех раздражителей, которые исходят из внешнего мира или из внутренней среды организма. В зависимости от раздражителей и органов чувств (анализаторов), для которых они являются адекватными, ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные, кинестетические (связанные с движением).


Восприятие – более сложный процесс. Это целостное отражение образов окружающего мира во всем многообразии их свойств, поэтому подразделение восприятия на зрительное, слуховое и др. достаточно условно. В восприятии складывается комплекс нескольких ощущений, и это уже не простой результат воздействия раздражителей на органы чувств, а активный процесс переработки информации.

Память и мышление



Ощущения и образы восприятия сохраняются памятью, которая представляет собой процесс сохранения и воспроизведения информации. По словам психолога С.Л.Рубинштейна, без памяти «наше прошлое было бы мертво для будущего». Благодаря памяти возможно приобретение знаний и жизненного опыта.

Если ощущение и восприятие можно отнести к чувственному познанию, то мышление соответствует уровню познания рационального. В ходе мышления не только отражаются психикой конкретные предметы и явления, но и открываются их общие свойства, устанавливаются связи между ними, рождается новое знание, которое нельзя получить в виде «готовых» конкретных образов.

Основные операции мышления – анализ (практическое или мысленное расчленение предмета на составляющие) и синтез (построение целого), обобщение и его противоположность – конкретизация, абстракция. Мышление существует в виде логических операций – суждений, умозаключений, определений.

Особый вид мышления, свойственный только человеку – абстрактное мышление. Его «материалом» являются понятия – обобщения высокого уровня, которые в принципе нельзя представить в виде конкретных предметов. Например, можно представить кошку, собаку, улитку – но не «животное вообще». Такая форма мышления тесно связана с речью, ведь любое обобщенное понятие должно быть представлено в виде слова.

Воображение и внимание



Воображение – особый процесс, занимающий промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Оно позволяет воспроизводить какие-либо образы, как это делает память, но образы эти могут иметь мало общего с реально существующими предметами и явлениями. Тем не менее, мышление манипулирует ими точно так же, как сохраненными образами реальных объектов.
Различают воображение воссоздающее и творческое. Например, когда дирижер, читая партитуру, представляет себе звучание музыкального произведения – это воссоздающее воображение, а когда композитор внутренним слухом «слышит» новое произведение – это творческое воображение.

Среди психологов нет единого мнения относительно природы внимания. Одни считают его самостоятельным психическим процессом, другие – свойством различных когнитивных процессов (восприятия, мышления) концентрироваться на определенном объекте. Оно представляет собой сознательный или бессознательный отбор одной информации и игнорирование другой.

Разделение познавательной деятельности на процессы следует считать условным. Все когнитивные процессы не располагаются в хронологической последовательности, а существуют в комплексе.