Вам понадобится
  • Компьютер с установленной игрой, файл патча до версии 10("Чистое небо"), nocd/nodvd для активации игры, если у вас лицензия без ключа, фикс-пак для исправления вылета при переходе на Припять в "Зове Припяти".
Инструкция
1
Установить игру и начать играть - в этом нет ничего сложного! Но могут возникнуть проблемы с лицензионными играми, если у вас нет под рукой диска с ключом и нет так называемой "таблетки" - программы, позволяющей пользоваться игрой, не обладая лицензией. Кроме того, когда вы дойдёте до Припяти в "CoP" (здесь и далее так будем называть "Зов Припяти"), то, возможно, испытаете сильнейшее разочарование, обнаружив, что переход на эту локацию невозможен из-за вылета при загрузке карты. Это можно исправить специальным фикс-паком, но обо всём по порядку.
2
Итак, устанавливаем игру и приложенный к ней патч, если есть. Если вы скачали игру из Интернета, найдите в истории браузера страницу, с которой скачивали, и прочитайте условия и правила установки. Если в файлах присутствует "таблетка", прочитайте, как следует её устанавливать (метод распаковки или копирования с заменой файла, запуск с образа диска и тому подобное). Для оптимизации игры CS (здесь и далее "Чистое небо") и устранения багов и вылетов воспользуйтесь патчем версии 1.5.10. В источниках есть информация о патче и ссылка на прямое и безопасное скачивание. На CoP следует сразу поставить фикс-пак - ссылка на скачивание также приведена в источниках. Если нет таблетки для CS, то там же вы найдёте и ссылку на неё (nocd/nodvd). Для Зова Припяти функцию таблетки может выполнять фикс-пак.
3
Итак, мы в игре! Дальше всё просто! Выбираем уровень сложности. Не стоит обманываться тем, что режим "Новичок" станет для вас лёгкой прогулкой. Живучесть в оригинальных играх без модов у главного героя - как в жизни, с одной лишь разницей - у героя есть небольшой шанс выжить после критического попадания в голову. Первым делом начинайте выполнять основные задания (на КПК отмечено жёлтым), попутно хватайте дополнительные квесты у различных "важных персонажей". Именно за их выполнение вы будете получать приличные деньги. В CS не торопитесь брать задания у простых сталкеров - ведущих группы. Скажем, вам предложат на Болотах раздобыть три пачки патронов 5.45х39. Пока вы не возьмёте штурмом механизаторский двор, вы эти патроны наверняка нигде не найдёте! В CoP всё значительно проще - вы можете получать задания только у тех сталкеров, которые играют определённую роль в основном действии игры. Зато с командирами группы вы можете запросто перемещаться по минилокациям, если только они не заняты или сами в пути.
4
Как бороться с мутантами? Здесь к каждому нужен особый подход. CS: при первой же возможности замените свой БМ (двухстволка) на ТОЗ (очень распространённое в реальном мире охотничье ружьё). Повысится дальность стрельбы пулей и кучность попадания дроби. Кстати, будьте аккуратны при прокачке дробовиков - одно из изменений приведёт к тому, что вы не сможете стрелять дробью. Общие рекомендации: мутантов типа слепых псов и кровососов лучше атаковать из пистолета-пулемёта или автомата. Кстати, последний из мутантов обладает чрезвычайной живучестью и маскируется в своеобразном СТЕЛС-режиме, это надо иметь ввиду. Дробь отменно работает на близком расстоянии с кабанами и плотью. Как пишут в энциклопедиях по миру игры, для уничтожения кабана достаточно "накормить" его зарядом дроби в раскрытую пасть. Ну а плоть можно приложить зарядом в гипертрофированный глаз, хотя это лишь условности. Для борьбы с этими "непарнокопытными" на удалении следует использовать пулю или жекан для дробовика, будут полезны точные автоматы и пистолеты-пулемёты крупного калибра. Для мутантов более высокого уровня нужно более мощное оружие с большим боекомплектом. Например, дробовики Чейзер, Cobray Striker, SPAS-12, российские штурмовые винтовки. Конкретнее остановимся на контроллёре. Это двуногое создание довольно-таки медлительно. Оптимальный вариант - атаковать его вне поля его зрения оборонительными гранатами (Ф-1), если таковых нет, сойдут и наступательные РГД-5. Ещё один интересный мутант - химера. Против неё следует использовать комбинации ближнего и дальнего оружия. То есть, в бою с химерой вы используете дробовик, пока она рядом с вами, и переключаетесь на штурмовую/снайперскую винтовку после того, как она далеко упрыгает.
5
Оружие - чаще всего покупаемая и продаваемая единица в игре. Если в CS Суслов покупает всё без разбора за небольшие деньги, зато продаёт значительно дороже, но оно мало интересует ботов-союзников, то в CoP покупатели более разборчивы. Если вы, вернувшись с дальней вылазки, притащили с собой килограммов семьдесят стреляющего металлолома, то не поленитесь сначала разрядить все стволы (кроме собственных, разумеется), затем сходить к технику и отремонтировать их. Попробуйте поторговать с ботами-союзниками - они, вероятно, заплатят за них больше, чем торговец. Патроны того типа, которые вы вообще не используете, продавайте сразу торговцу, а то, чем "питается" ваше орудие труда, откладывайте в личный ящик. Да, кстати, в игре "Тень Чернобыля" постоянно ощущается острая нехватка патронов, особенно если вы решили променять дробовик на пистолет-пулемёт или автомат. Причина в их большом расходе и недостаточном количестве в наличии у торговца. Тем более что первое время вы вряд ли будете встречать крутых бандитов с Калашниковыми наперевес, но немного больше повезёт любителям H&K MP5 ("Гадюка").
6
Таскайте с собой только всё необходимое. Например, мой стандартный набор в CS - десять аптечек, пять бинтов, двухдневная норма патронов. Радиационную защиту с успехом обеспечивает артефакт "Медуза", но можно найти и что-нибудь более диковинное и основательное, например, "Выверт". Если вы прокачали свой костюм и обладаете лишним контейнером для артефактов, то можете комбинировать артефакты-антирады с теми, что увеличивают переносимый вес. Больше об артефактах вы можете прочитать, перейдя по соответствующей ссылке в источниках. В CoP было бы полезно иметь при себе различного вида медикаменты, коих в игре полным полно. Есть даже пилюля, позволяющая пережить выброс. На первых порах, пока у вас нет нормальной защиты от воздействия окружающей среды, они могут значительно помочь вам экономить на аптечках.
7
Противники. В CS и CoP они практически одинаковы. Из экзотики можно упомянуть химеру во второй игре, там же изрядное количество монолитовцев в Припяти, а так же изрядное количество наёмников. Следует отметить, что CoP отличается своей непредсказуемостью и нелинейностью, когда в CS всё можно буквально выучить и с умным видом гулять с карты на карту. Итак, начнём с Бандитов и Ренегатов. Это отвязные уголовники, имевшие несчастье быть сосланными именно в Зону и бежать из тюрьмы. Весьма недурственно стреляют, но вооружение у них далеко не самое точное. Подавляющее число Ренегатов и Бандитов-новичков носятся с пистолетами и БМ-ами. Среднестатистический бандит в плаще ветерана или бандитском плаще может быть вооружён как модифицированным ТОЗ-ом, так и автоматами Калашникова, Гадюками или штурмовой винтовкой SIG (СгИК). В "Тени Чернобыля" всё обстоит немного иначе. Отдельные бандиты вооружены "Гадюками" и "Калашниковыми", и представляют очень большую проблему в бою на средних дистанциях ввиду низкой живучести главного героя. В CoP бандиты укомплектованы очень мощным вооружением вплоть до дробовика Cobray Striker и большим количеством гранат. Вывод: в бою такого противника лучше держать далеко и при этом использовать точное оружие с большим уроном, стрелять одиночными, а не очередями для экономии патронов.
8
Дальше было бы интересно изучить Зомбированных. В CS эти ребята не представляют особой проблемы, за исключением того, что очень точно стреляют по статичным целям. Не могут использовать гранаты. Поэтому атакуйте их в промежутках между очередями из укрытия, на открытой местности не стойте столбом и двигайтесь! Их стандартное вооружение - пистолеты, автоматы Калашникова, реже дробовики. А вот в CoP группа тяжеловооружённых "трупов" может стать большой проблемой, особенно если поблизости шастает их кукловод - контроллёр. Про вооружение говорить нет смысла. Встречаются особи, которые вооружены ручными пулемётами и носят экзоскелеты!!! Самым эффективным способом борьбы с ними является пресловутый "хэдшот", иначе прежде чем вы избавитесь от противников, они оставят в вас изрядное количество свинца. Не забывайте добивать недобитков. Пока они барахтаются, достаточно одного выстрела. В противном случае зомби встанет и, как ни в чём не бывало, снова попрёт в атаку.
9
Военные - также часто встречаемый противник. Хорошо вооружены, используют укрытия, гранаты, точно стреляют. Против них эффективны полуавтоматические карабины и винтовки, автоматы с длинным стволом и высокой точностью типа АК-74, АКМ, АН-94, АН-96, LR 300ML, Enfield и другие. Полезно иметь на таком оружии подствольный гранатомёт для уничтожения противника в помещении. Также можно "воткнуть" на "ласточкин хвост" или планку Пикаттини оптический прицел. При хорошей точности из такого оружия можно получить снайперскую винтовку, а военные это очень не любят. Да, кстати, в CoP военных следует считать дружественной группировкой, попав в Припять, вы сами в этом убедитесь.
10
Наёмники - профессиональные киллеры, прошедшие не только армию, но и специальную подготовку. Чаще всего вооружены натовскими пистолетами-пулемётами (бельгийский FN, например), штурмовыми винтовками. Самые опасные противники. Однако, на открытой местности они быстро теряют все свои преимущества, в чём вы убедитесь в компании со старым знакомым - Дядькой Яром в CoP. В бою в помещении следует использовать оборонительные гранаты. Наёмники, конечно, большие любители пострелять, но сами тоже нередко пользуются гранатами. Против них на близком расстоянии эффективны пистолеты с тяжёлой пулей (натовские пистолеты калибра .45ACR), пистолеты-пулемёты большого калибра (например, стреляющий теми же .45ACR "Фрезер", который можно заказать в COP у Шустрого в рубке баржи "Скадовск"). На средних и дальних расстояниях быстро избавиться от наёмников поможет скорострельная снайперская винтовка или АС "Вал", обладающий хорошей настильностью и высоким уроном. Также будут полезны автоматы системы Никонова (АН-94, АН-96).
11
Интересные моды для Чистого Неба: любителям оружия будет интересен мод Killer's Dream mod (последняя версия - v2.0 fixed). Мод добавляет в игру огромное количество нового оружия. Это и пистолет ТТ, и немецкая винтовка К98, и СКС, и пистолет-пулемёт "Бизон", и не менее десяти наименований различных автоматов Калашникова, снайперские винтовки и другое. Теперь игра и жизнь группировок осложняется ввиду этого сильного вооружения. Например, группировка Чистое Небо осталось практически при том же вооружении, когда Бандиты носятся с карабинами Симонова и винтовками К98 наперевес (это оружие, как говорят фанаты WoT, может и "сваншотить"). Ещё один интересный мод - STALKER CS Golden Mod 4. Оптимизированы текстуры, заменена одежда, добавлена система радиообмена - в эфире теперь будут постоянно звучать сообщения от сталкеров. Герой может собирать и продавать за немаленькие деньги части тел мутантов. Добавлен спальный мешок, герой может видеть во сне кошмары.
12
Один из лучших, на мой взгляд, модов для "Чистого неба" - это "Ветер перемен". Он представляет из себя сборку самых различных текстурных, оружейных и прочих модов. Геймплей в игре значительно облегчён за счёт повышения живучести героя (или понижения урона для всего оружия). Кроме того, сильно увеличены свойства артефактов. Так, например, ваш герой станет практически неуязвимым, если вы положите в контейнеры для артефактов пару "Душ", которые мгновенно восстанавливают здоровье. Перевооружены все группировки, добавлено новое оружие. Артефакты можно обменивать на "отработанные" их копии, которые можно активировать и превратить в аномалию. Из глобальных модов, полностью меняющих геймплей игры, могу особо выделить мод "Змеелов". Как выразился его создатель, это совершенно новая игра на базе "Чистого неба". Основная задача - собрать все необходимые предметы (части тел животных, артефакты). Система путешествовать через пространственные пузыри заставит напрячь извилины в мозгах, каким же путём вернуться назад. На картах стёрты все границы - можно выходить за их пределы. Есть разнообразный транспорт. Например, можно кататься по карте на БТР-е - настоящей крепости на колёсах. Система работы различных функций в этом моде очень сложная, перед началом изучите как следует все текстовые документы, прочитайте записки, найденные в туннеле "Тузла". Вот и всё, что я хотел рассказать в этой статье.