Инструкция
1
Понятие «стереотип», образованное от греческих слов στερεός – твердый и τύπος – отпечаток, пришло в социально-психологический лексикон из издательского дела. Так назывались печатные формы, использовавшиеся для многократного воспроизведения текста. Близкими по смыслу являются и другие полиграфические понятия – клише, штамп. Стереотип – это устойчивое представление о чертах, свойственных определенным социальным группам, которое переносится на всех ее представителей.
2
Почти всегда стереотип эмоционально окрашен, причем чаще негативно. Примерами стереотипных утверждений могут служить представления о национальных чертах характера. Принято считать, что все русские – выпивохи, американцы – недалекие, а французы – скаредные.
3
Один из первых исследователей такого понятия, как стереотип, Уолтер Липпман, выделил четыре основных признака стереотипа. Это суждение, которое попадает к нам извне (сформированное родителями, обществом, средствами массовой информации), не подвергаясь проверке и осмыслению. Он всегда имеет связь с реальностью, но говорит о ней, сильно упрощая. Стереотип ошибочен в связи с тем, что свойство группы (само по себе довольно сомнительное) переносится на каждого ее члена. Наконец, клише живучи: трезвенника-русского или интеллектуала из Америки человек со стереотипным мышлением сочтет исключением, а общего мнения не изменит.
4
Зачастую стереотипы являются частично или полностью ложными суждениями. Вместе с тем, они помогают экономить умственную энергию, так как человеку в принципе не под силу давать каждому явлению на своем пути оригинальное и творческое осмысление. Кроме того, в рамках единой социальной группы стереотипы позволяют находить общий язык.
5
Стереотипное мышление представляет проблему только тогда, когда мешает адекватному восприятию ситуации. Содержа в себе связку «эмоциональная окраска+негативность», клише часто становится инструментом пропаганды, формирующим страх в отношении той или иной этнической, социальной группы. Поэтому было бы хорошо, если бы каждый человек находил в себе силы не поддаваться навязываемым стереотипам, а задумываться о том, откуда берется его представление о различных явлениях.