Совет 1: Что такое рецепторы и анализаторы

Одно из главных условий работы головного мозга – поступление к нему информации из внешнего мира. Для выполнения этой функции существуют особые системы, которые называются органами чувств.
С точки зрения психологии именовать глаза, уши или нос «органами чувств» не вполне корректно. Чувства – это понятие, относящееся к эмоциональной сфере, а психический процесс, обеспечиваемый данными органами, называется ощущением. Научное название органов чувств – анализаторы, ведь они позволяют мозгу анализировать окружающую действительность и внутреннюю среду организма.

Структура анализатора

Любой анализатор состоит из трех отделов.

Первый отдел – периферический, воспринимающий раздражитель и трансформирующий его в возбуждение. Именно периферические отделы анализаторов в быту именуют «органами чувств». Непосредственная трансформация внешних раздражений в возбуждение происходит в особых клетках – рецепторах, которые являются главной частью периферического отдела.

Второй отдел – нервные волокна, передающие возбуждение от периферического отдела к центральной нервной системе. Такие волокна называются афферентными, центростремительными или чувствительными.

Из рецепторного отдела по афферентным волокнам возбуждение передается в соответствующую зону коры головного мозга – корковый отдел анализатора, где и возникает ощущение.

Нередко говорят о «пяти чувствах» (т.е. ощущениях), свойственных человеку. В действительности ощущений у человека больше. Наряду со зрением, слухом, обонянием, осязанием и ощущением вкуса к таковым относятся ощущение равновесия и проприоцептивные ощущения, сигнализирующие о расслаблении и сокращении мышц, а также болевые ощущения. Первые пять анализаторов оказались «на особом положении» потому, что поставляемые ими ощущения в большей степени осознаются. Боль занимает особое место, т.к. не существует отдельного органа, где были бы локализованы такие рецепторы.

Роль анализаторов в жизни того или иного существа не одинакова. Например, человек легко переносит потерю обоняния (с каждым такое случалось во время насморка), может примириться с исчезновением вкусовых ощущений, а вот потеря зрения, слуха или ощущения равновесия превращает человека в тяжелого инвалида. Для собаки же, напротив, утрата обоняния намного тяжелее утраты зрения.

Рецепторы

Строение и функционирование афферентных волокон и коркового отдела у всех анализаторов сходно, специфика заключается в строении периферического отдела и типе рецепторов.

Рецепторы подразделяют по расположению на экстерорецепторы, расположенные на поверхности тела, и интерорецепторы, находящиеся внутри организма. Но главный принцип классификации рецепторов – это те воздействия, которые они способны трансформировать в возбуждение.

Хеморецепторы реагируют на состав химических веществ, таковы, например, вкусовые и обонятельные рецепторы. Механорецепторы реагируют на давление, прикосновение, колебание воздушной или жидкой среды и другие механические воздействия, они «отвечают» за слух, проприоцептивные ощущения, поставляют информацию о повышении и снижении кровяного давления и других изменениях внутренней среды организма. Фоторецепторы реагируют на свет, располагаются они на сетчатке глаза. Терморецепторы сигнализируют об изменении температуры окружающей среды.

Особое место занимают ноцицепторы – рецепторы, ответственные за болевые ощущения. По сути дела, это те же хеморецепторы, механорецепторы и терморецепторы, но работают они только при очень большой интенсивности раздражителя. Болевое ощущение вызывает и чрезмерно горячая вода (терморецепторы), и слишком большое количество острых приправ в пище (хеморецепторы), и слишком громкий звук (механорецепторы). Но все же у этих клеток есть особенность, отличающая их от других рецепторов – полимодальность. Это значит, что одни и те же рецепторы возбуждаются от разных воздействий, угрожающих организму.

Совет 2: Как нос распознает запахи

Человек и животные воспринимают запахи с помощью обонятельного анализатора, который включает в себя рецепторы слизистой оболочки носовой полости, а также обонятельные нервы и структуры головного мозга.
Инструкция
1
Молекулы веществ раздражают обонятельные рецепторы, а нервные волокна обонятельного нерва проводят импульсы в головной мозг, в котором проходит анализ силы и качества запаха.
2
Большинство животных воспринимают запахи при помощи специализированных органов обоняния, которые располагаются в верхней части дыхательного тракта. Нос состоит из наружного носа и носовой полости с придаточными пазухами. Полость носа сообщается с лобной пазухой, верхнечелюстной полостью и воздухоносными ячейками решетчатой кости лицевого скелета.
3
Наружный нос образует костно-хрящевой скелет, покрытый мышцами и кожей. Носовая перегородка делит полость носа на две половины. С внешней средой эта полость сообщается через ноздри, а с носоглоткой — через задние отверстия, которые называют хоанами.
4
Слизистую оболочку полости носа покрывает мерцательный эпителий, также она содержит рецепторы обонятельного нерва. В носовой полости млекопитающих площадь обонятельного эпителия увеличена за счет носовых обонятельных раковин, которые имеют ажурное переплетение решетчатой кости. Ткани носа обильно снабжаются кровью.
5
При воздействии пахучего вещества на обонятельный эпителий его поверхность становится электроотрицательной. Возникающий при этом сдвиг потенциала клеточной мембраны приводит появлению нервного импульса или изменению его частоты. Рецепторы обладают различной избирательностью, к некоторым веществам они могут быть невосприимчивы.
6
Уровень развития обоняния у животных очень сильно различается. Обоняние помогает им при поиске пищи и половых партнеров, служит для биокоммуникации и ориентации. Среди млекопитающих выделяют макросоматиков, обладающих тонким обонянием, к ним относятся сумчатые, насекомоядные, копытных и хищные. Животных, слабо различающих запахи, называют микросоматиками, к ним относятся приматы, в том числе человек, киты и ластоногие. Например, у собаки в 45 раз больше обонятельных рецепторов, чем у человека.
7
Для обоняние человека характерна различная чувствительность по отношению к разным запахам. Высокая концентрация пахучего вещества может раздражать слизистую оболочку носа, вызывать чиханье и даже спазмы бронхов. Обоняние ухудшается или исчезает при атрофических изменения слизистой оболочки носа, а также при травме некоторых отделов мозга. При нарушении обоняния наблюдается снижение восприятия запахов или его обострение.
Источники:
  • Вся Биология, Обоняние
  • Вся Биология, Обоняния органы
Видео по теме
Источники:
  • Анализаторы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500