Совет 1: Как применяют радиоактивные изотопы

Радиоактивные изотопы – это разновидности определенного химического элемента с разной относительной массой, обладающие способностью испускать различные частицы и электромагнитное излучение.

Применение в медицине

Данные вещества на сегодня нашли большое применение в различных прикладных областях, в частности, в медицине. Они используются как для лечения, так и для диагностики заболеваний.

Например, в качестве терапии Базедовой болезни щитовидной железы используется радиоактивный йод-131. В данном случае рекомендуется вводить большие дозы этого элементы, так как они способствуют разрушению аномальных тканей, вследствие чего структура органа восстанавливается, а с ним и функция. Йод широко применяется и для диагностики состояния щитовидной железы. При введении его в организм на экране монитора оценивается скорость отложения в клетках, на основании чего ставится диагноз.

Для диагностики нарушений кровообращения большую роль играют изотопы натрия.

Наиболее часто в повседневной жизни для лечения опухолевых заболеваний применяются изотопы кобальта, в частности кобальт-60. Он нашел применение в радиохирургии при создании“кобальтовых пушек, в дезинфектологии для стерилизации медицинского инструментария, материалов.

В целом все методы исследования внутренних органов с помощью подобных элементов принято называть радиоизотопными. Изотопы могут применяться и для получения полезных микроорганизмов. А те являются основой синтезирования антибактериальных средств.

Использование в промышленности и сельском хозяйстве

Большое значение имеют радиоактивные изотопы и в других сферах деятельности человека. В машиностроительной отрасли с их помощью определяют степень износа различных деталей в двигателях.

По ним можно определять скорость диффузии металлов в доменных печах.

Важное направление – это дефектоскопия. При помощи подобных химических элементов можно исследовать структуру деталей, в том числе металлических.

При помощи радиоактивных изотопов создают новые сорта сельскохозяйственных растений. Кроме того, научно доказано, что гамма-облучение способствует повышению урожайности культур, повышает их устойчивость к неблагоприятным факторам. Широкое применение эти вещества нашли в селекции. При удобрении растений используют способ, при котором их помечают радиоактивным фосфором и оценивают эффективность удобрений. В силу всего можно сделать вывод о том, что радиоактивные изотопы применяются вот многих сферах деятельности. Они обладают свойствами, которых нет у тех же элементов с нормальной атомной массой.

Совет 2: Что такое изотопы

Чтобы лучше понять, что такое изотопы, можно поиграть. Представьте большие прозрачные шары. Их иногда можно увидеть в парке. Каждый шар – это ядро атома.
Каждое ядро состоит из протонов и нейтронов. Протоны – положительно заряженные частицы. Вместо протонов у вас будут игрушечные зайчики на батарейках. А вместо нейтронов - зайчики без батареек, ведь они не несут никакого заряда. В оба шара положите по 8 зайчиков с батарейками. Значит, в каждом шаре-ядре у вас по 8 положительно заряженных протонов. Теперь вот что надо сделать с зайцами без батареек – нейтронами. В один шар положите 8 зайцев-нейтронов, а в другой –7 зайцев-нейтронов.

Массовое число – это сумма протонов и нейтронов. Посчитайте зайцев в каждом шаре и узнайте массовое число. В одном шаре массовое число – 16, в другом шаре – 17. Вы видите два одинаковых ядра-шара с одним и тем же числом протонов. Число нейтронов у них отличается. Шары выступили в роли изотопов. Знаете, почему? Потому что изотопы – это варианты атомов одного элемента с разным числом нейтронов. Оказывается, эти шары на самом деле не просто ядра атомов, а самые настоящие химические элементы в таблице Менделеева. Вспомните, какой химический элемент имеет заряд +8? Конечно, это кислород. Теперь понятно, что у кислорода несколько изотопов, и все они отличаются друг от друга числом нейтронов. Изотоп кислорода с массовым числом 16 имеет 8 нейтронов, а изотоп кислорода с массовым числом 17 имеет 9 нейтронов. Массовое число указывается сверху слева от химического символа элемента.

Представьте шары с зайцами, и будет легче понять научное определение изотопов. Итак, изотопы – это атомы химического элемента с одинаковым зарядом ядра, но разным массовым числом. Или такое определение: изотопы - это варианты одного химического элемента, которые занимают одно место в периодической системе элементов Менделеева, но при этом отличаются массами атомов.

Зачем же нужны знания об изотопах? Изотопы разных элементов применяются в науке, медицине. Особое место занимает изотоп водорода – дейтерий. Важное соединение дейтерия - тяжелая вода D2O. Она применяется в качестве замедлителя нейтронов в ядерных реакторах. Изотопы бора используются в атомной науке и технике, изотопы углерода – в медицине. Изотопы кремния помогут увеличить скорость вычислительных процессов в компьютерах.
Видео по теме
Источники:
  • как вычислить изотоп
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500