Совет 1: Какие планеты входят в Солнечную систему

Название «Солнечная система» естественным образом напоминает о том центре, вокруг которого существует система – это Солнце. А сама система, помимо Солнца, представляет определенное количество планет. Всего их восемь.

Находясь на определенном расстоянии и двигаясь по своим орбитам, планеты влияют друг на друга, представляя живой космический организм. Если перечислять их в порядке удаления от Солнца, то выявляется следующая  последовательность.

Ближайшая планета к Солнцу – Меркурий, он же и самый маленький по размеру. Следующая – Венера. Затем идет родная человеку Земля. Далее –  красный загадочный Марс. Эти четыре небесных объекта называются планетами земной группы, состоящими из металлов и силикатов. Некоторые имеют спутники. Например, Земля и Марс.

Следующие четыре планеты – внешние, так называемые газовые гиганты. Самая большая планета –  Юпитер. Самая необычная – Сатурн. Она имеет кольца вокруг себя. Предпоследняя – Уран. Самая дальняя от Солнца - Нептун. У этих планет огромное количество спутников. Планеты имеют и необычные орбиты перемещения в космическом пространстве.

Основное взаимодействие планет – гравитационное, сила которого зависит от массы каждого небесного объекта. Самая большая масса у Солнца, поэтому оно и является центром Солнечной системы. Солнце это не только масса, но и гигантский источник энергии, которую оно дарит всем своим планетам, создавая условия для развития живых организмов, как, например, на планете Земля.

Кроме восьми основных планет, существуют «карликовые планеты», расположенные на Поясе Койпера. Из них можно выделить Плутон, Макемаке и Хаумеа.

Совет 2: Какая по счету планета Нептун

Планеты – самые значительные объекты ближнего космоса после Солнца. Солнечная система имеет 8 основных планет, пять объектов, признанных карликовыми планетами, и бесчисленное количество астероидов. Так какое же место в этой иерархии занимает Нептун и чем он интересен?

Итак, вокруг Солнца вращаются планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Именно в таком порядке они расположены относительно Солнца - центрального объекта ближнего космоса. Таким образом, Нептун – восьмая и самая последняя планета Солнечной системы.

Как была открыта восьмая планета

Интересно то, как была открыта планета Нептун. Это первая планета, существование которой было предсказано на основании математических расчетов. Его открытие стало триумфом расчетной астрономии. Нептун невидим невооруженным глазом. Визуальное обнаружение и наблюдение восьмой планеты стало возможно только после изобретения телескопа. Есть свидетельства, что некоторые ученые наблюдали Нептун еще до официального открытия, но ошибочно принимали его за неподвижную звезду.

После того как в конце XVIII века Гершель открыл Уран – седьмую планету Солнечной системы, которую с большим трудом можно разглядеть без телескопа, - ученые обнаружили, что его движение по орбите несколько отличается от теоретически рассчитанного. Независимо друг от друга француз Леверье и англичанин Адамс сделали вывод и высказали предположение, что за орбитой Урана находится еще одно массивное небесное тело, гравитационное поле которого искажает орбиту седьмой планеты. Почти одновременно оба ученых вычислили массу неизвестной планеты и место ее нахождения. 23 сентября 1846 года астрономы Галле и д'Арре впервые наблюдали Нептун почти в том месте, где это предсказали Леверье и Адамс.

Планета-гигант

Нептун располагается на расстоянии 4503 000 000 км от Солнца и делает один оборот вокруг него за 164,8 земных лет. Первые 4 самые близкие к Солнцу – Меркурий, Венера, Земля, Марс - планеты земного типа. Нептун относится ко второй группе. Он один из 4 планет-гигантов. Его диаметр в 4 раза превышает диаметр Земли, и он более чем в 17 раз массивнее нее.

Нептун – сумеречный гигант. Он получает в 900 раз меньше солнечного света, чем Земля. Неудивительно, что температура планеты составляет -214°С. Однако ученые считают, что на таком расстоянии от Солнца температура должна быть еще ниже. Предполагается, что Нептун имеет внутренний источник тепла, природа которого пока неизвестна. Во всяком случае, планета излучает энергию в пространство, причем в 2 раза больше, чем получает от Солнца.

Как и все планеты-гиганты, Нептун быстро вращается вокруг своей оси. Его сутки длятся немного более 16 часов. Ось планеты наклонена на 29,8° относительно плоскости его орбиты. Это означает, что на Нептуне происходит смена времен года. Однако его астрономический год так велик, что если разделить его на сезоны по аналогии с земным, длительность одного сезона превысит 40 земных лет.

Как и все планеты-гиганты, Нептун имеет обширную атмосферу. В ее состав входят водород, гелий, метан, а также молекулярный азот и небольшой процент примесей, производных метана – ацетилен, этилен, этан, диацетилен, угарный газ.

Нептун имеет 13 естественных спутников. Самый большой из них - Тритон - делает один оборот вокруг Нептуна за 6 дней, самый удаленный - за 25 земных лет.