Совет 1: Диагностика рахита у грудных детей

Диагностика рахита у грудных детей осуществляется на основании жалоб родителей, внешнего осмотра ребенка и анализа на выявление содержания в моче витамина D. Проба мочи по Сулковичу помогает и в лечении заболевания.
На сегодняшний день диагностика рахита у грудных детей трудностей не вызывает: врачу достаточно просто осмотреть ребенка и поговорить с его родителями, чтобы поставить диагноз.

Симптомы заболевания

Первые симптомы рахита могут проявиться у малыша еще в 3-4-хмесячном возрасте. В группу риска попадают недоношенные дети, чьи матери плохо и недостаточно питались в период беременности. Недостаточное кормление самого малыша, кормление неадаптированной смесью, бедной витамином D, также может спровоцировать заболевание. Рахит может передаваться по наследству, а может быть следствием заболеваний ЖКТ, которые затрудняют всасывание кальция и фосфора.

Данное заболевание вызывает нарушение сна у ребенка, раздражительность и плаксивость. Мамы подмечают, что малыш часто вздрагивает при резком свете и звуке. Наблюдается повышенная потливость, особенно в районе лица и волосистой части головы. В результате пот раздражает кожу, вызывает потницу и зуд, малыш трет голову об подушку так, что на затылке появляется участок облысения. Уровень рН мочи изменяется, она раздражает кожу промежности, вызывая образование опрелостей. Рахит легкой степени диагностируют и по начинающемуся размягчению костей черепа по краю родничков.

Диагностика заболевания

В дальнейшем рахит средней тяжести диагностируют по размягчению костей черепа и деформации головы малыша. Часто можно наблюдать уплощенный затылок и ассиметрию головы. Скелет продолжает деформироваться и дальше, появляются теменные и лобные бугры, ребра покрываются уплотнениями, называемыми рахитическими четками, а запястья рахитическими браслетами. У годовалого малыша, осваивающего первые шаги, начинают искривляться нижние конечности, появляется характерный лягушачий живот, нарушается работа внутренних органов.

Диагностика тяжелого рахита у грудных детей осуществляется на основании значительных деформаций костей, тяжелых поражений нервной системы и внутренних органов, существенного отставания в психомоторном развитии. Выявить рахит помогает проба мочи по Сулковичу. Благодаря этому анализу можно получить данные о концентрации кальция в моче. Нормальным считается результат 2+. При недостатке кальция проба будет отрицательной. Это же исследование используется для контроля за лечением заболевания. Если результат превышает 2+, значит ребенок получает витамин D и в избытке и требуется либо уменьшить дозировку, либо совсем отменить применяемый препарат.

Совет 2: Дозировка витамина D для новорожденных

Витамин D дают детям первого года жизни для профилактики рахита. Кроме того, витамин D участвует в обмене веществ, важен для правильной работы нервной системы, способствует повышению иммунитета. Дозировка зависит от состояния ребенка и особенностей питания, назначается участковым педиатром после осмотра ребенка.
Современная педиатрия рекомендует использовать водный раствор витамина D3 – холекальциферол, он менее токсичен, безвреден для печени, при случайном принятии большой дозировки внутрь быстро выводится из организма, так как не способен накапливаться в тканях в отличие от масляного раствора эргокальциферола. Важно, чтобы в первый год жизни ребенок не испытывал дефицита в витамине D. Даже незначительный дефицит, который не сказывается на костной ткани, может в дальнейшем сказаться на здоровье. Взрослые, которые не получали витамин D в детстве, более подвержены развитию аутоиммунных заболеваний, у них чаще диагностируют онкологические процессы, болезни соединительной ткани.

Здоровым доношенным детям витамин D3 начинают давать с 4 недели жизни по 400МЕ в день, если ребенок проживает в неблагоприятных условиях, недоношен или родился с малым весом, то витамин D3 могут назначить раньше – со второй или первой недели жизни. Если ребенок родился летом, мама регулярно гуляет с ним, то доза витамина D3 может быть снижена, педиатр может рекомендовать давать препарат только в пасмурные дни и в дни без прогулок. В осенне-зимний период все дети первого года жизни должны получать профилактическую дозу – 400-500 МЕ.
Если на кожу ребенка нанесен солнцезащитный крем, нужно давать витамин D3, так как солнечные лучи не проникают в кожу и собственный витамин D не синтезируется.

Дети, которые находятся на искусственном и смешанном вскармливании, получают витамин D3 из детской смеси. Если дневное поступление витамина недостаточно, то назначают необходимое количество препарата. Важно, что с увеличением объема смеси, увеличивается и количество витамина D3, который поступает в организм ребенка. Маме необходимо внимательно подходить к расчету дозы, чтобы не было хронической передозировки.
Хранить лекарственное средство нужно в прохладном защищенном от света месте. Под воздействием солнечных лучей холекальцеферол разрушается.

В одной капле витамина D3 содержится от 400 до 500 МЕ, то есть ежедневно мама должна давать ребенку каплю препарата. Некоторые флаконы уже имеют пипетку, что облегчает задачу. Витамин имеет сладкий вкус, поэтому не возникает никаких сложностей – дети с удовольствием принимают лекарство. Смешивать с питьем, смесью или с грудным молоком препарат не нужно. Лучше давать препарат в первой половине дня через 30-0 минут после еды.

Лечебные дозы назначаются врачом, только после диагностики. Схемы лечения зависят от степени выраженности изменений костной ткани, индивидуальных особенностей ребенка и настроя матери. Иногда лекарство назначают в больших дозах, но кратковременным курсом, в других случаях длительный прием средневысоких доз будет более уместным.

Стоит помнить, что прием профилактических доз безопасен для организма ребенка, тогда как высокие лечебные дозы могут ухудшить работу печени. Если ребенок получает витамин D3 ежедневно или с редкими пропусками в течение первого года жизни, то вероятность развития рахита крайне мала. Есть противоречивые данные, что в переднем грудном молоке содержится витамин D в нужном для ребенка количестве, однако большое количество больных рахитом детей на грудном вскармливании подтверждают, что ребенку требуется дополнительное количество витамина D.

Совет 3: Что такое паратрофия

Паратрофия - это форма расстройства питания у детей, при котором они имеют избыточный вес. Почему развивается заболевание, как оно проявляется и какими способами ее можно предотвратить.
Паратрофия развивается уже на первом году жизни ребенка. Его масса тела поднимается выше нормы. Очень часто заболевание начинает прогрессировать, когда ребенок начинает получать прикорм.

Почему развивается паратрофия

Развитие заболевания может уже быть в антеннальном периоде, за счет потребления мамой большого количества жиров и углеводов. При этом в рационе могут отсутствовать или быть в малых количествах белки и витамины. В постнатальном периоде причиной является перекармливание ребенка жирами и углеводами и недостаточным потреблением белков.

В редких случаях, паратрофия развивается тогда, когда в питании встречается повышенное содержание белка. Перекорм может случаться в результате раннего введения в рацион ребенка коровьего молока, и введения творога после 6 месяцев.

Иногда причиной может выступать нарушенный метаболизм у ребенка. Гиподинамия играет не второстепенную роль в развитии паратрофии.

Как проявляется паратрофия

Кожа ребенка приобретает бледность, на вид ребенок достаточно упитанный и можно обнаружить отложение жиров. У него теряется упругость кожных покровов, понижается тонус мышц. Довольно часто у детей появляются опрелости в складках. На различные продукты питания могут быть аллергические реакции. Дети тревожно засыпают, у них развивается отставание в психомоторном развитии.

Такие детки часто склоны к появлению рахита и анемии. В крови можно различить небольшой лейкоцитоз и эозинофилию. Резко снижается сопротивляемость организма, поэтому дети часто болеют.

Диагностика и лечение паратрофии

Диагноз выставляется при внешнем осмотре ребенка и общему анализу крови.

Лечение основывается на трех факторах:

1. Диета.
2. Лечебная физкультура.
3. Массаж.

Необходимо в первую очередь скорректировать питание ребенка. Если он находится на грудном вскармливании, то следует ограничить время прибывание ребенка у груди примерно на 5 минут. При искусственном вскармливании ребенок должен получать объем смеси соответствующий его возрасту. Очень важно, чтобы смесь была правильно приготовлена.

Если ребенок получает прикорм, стоит давать его 1 раз в день в количестве не более 150 г. В рационе должны присутствовать овощные пюре. Постепенно следует снижать энергетическую ценность еды.

Медикаментозная терапия подразумевает введение ребенку витаминов: В1, A и D. Рационально проводить профилактику рахита и анемии.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500