Совет 1: Стерилизация, пастеризация, ультрапастеризация: что к чему?

Стерилизация, пастеризация и ультрапастеризация - процессы тепловой обработки продуктов. С их помощью продлевают срок хранения и уничтожают болезнетворные микроорганизмы, возможно, находящиеся в продуктах питания.
Подберите свой рецепт
+
-
Ультрапатеризация, пастеризация и стерилизация – технологические процессы, призванные избавить продукты питания от присутствия болезнетворных микроорганизмов, а также максимально продлить срок хранения. Во время обработки продукты подвергают нагреву различной степени.

Что называют «стерилизацией продуктов»?

Очень часто тепловой обработке подвергают молочные продукты. При этом молоко прогревают до температуры 120-150jC на протяжении 30 минут. Подобное воздействие уничтожает все присутствующие в молоке микроорганизмы.

К сожалению, вместе с болезнетворными микроорганизмами погибают и полезные молочнокислые бактерии. Поэтому молоко, прошедшее стерилизацию, непригодно для приготовления простокваши и прочих молочнокислых продуктов. Когда стерилизованное молоко скисает, оно приобретает ярко выраженный горький привкус. Пищевая ценность продукта также довольно низка. Зато хранить стерилизованное молоко можно в течение года.

Пастеризация – что это?

Во время пастеризации используют щадящий температурный режим. Молоко нагревается до 65jC на протяжении 30 минут либо в течение 15-40 секунд при температуре 75jC. Если используется температурный режим, равный 85jC, время обработки сокращается до 8-10 секунд. Такая обработка уничтожает патогенные бактерии, но практически не влияет на жизнедеятельность термостойких молочнокислых бактерий. Современная пастеризация уничтожает до 98% патогенных микроорганизмов.

Срок хранения пастеризованного молока не превышает 2 недели, по окончании которых оно скисает. Подобный продукт сохраняет большую часть полезных веществ и может применяться для приготовления кисломолочного ассортимента.

Сегодня для тепловой обработки часто используют ультрапастеризацию, процесс, во время которого молоко прогревают в течение 3-4 секунд при температуре 135jC. Затем, молоко постепенно охлаждается до 4-5jC и разливается в заранее простерилизованную упаковку. Срок хранения молока в этом случае составляет 2 месяца.

Длительное кипячение уничтожает почти все витамины, в том числе, витамин C. Тем не менее, желательно не употреблять сырое молоко, не прошедшее предварительную обработку. Если молоко не предназначено для длительного хранения, лучше приобретать продукты, прошедшие процедуру пастеризации и ультрапастеризации.

Совет 2: Что такое ультрапастеризация

Об ультрапастеризации знают многие люди, однако не все подробно ознакомлены с ее технологией. Вокруг этого технологического процесса ходит много мифов, но ее польза давно доказана и неоценима. Что же представляет собой данное понятие, и какими преимуществами обладают ультрапастеризованные продукты?

Технология ультрапастеризации

Обычно ультрапастеризации подвергают молоко, которое проходит бережную термическую обработку специальным способом. В процессе этой обработки молоко нагревается и охлаждается буквально за несколько секунд, после чего его помещают в уникальные картонные упаковки, соблюдая при этом абсолютную стерильность. В результате ультрапастеризации продукт полностью сохраняет все свои полезные вещества, включая кальций, жизненно необходимый человеческому организму.

Молоко, прошедшее ультрапастеризацию, не нуждается в кипячении, поскольку оно безопасно для здоровья и полностью готово к употреблению.

После ультрапастеризации молоко, разлитое по заводским герметичным упаковкам, можно хранить несколько месяцев при комнатной температуре. Ультрапастеризованное молоко изготавливается только из свежей и натуральной молочной продукции, поскольку она выдерживает подобную термическую обработку, не сворачиваясь при этом. Остальные сорта молока ультрапастеризовать нельзя.

Особенности ультрапастеризованных продуктов

Молоко после ультрапастеризации можно употреблять как самостоятельный продукт, так и в качестве основы для приготовления простокваши или домашнего творога. Однако подобное молоко лишено своих молочнокислых бактерий и микрофлоры, поэтому в него необходимо добавлять специальную бактериальную закваску. В ней содержится болгарская палочка и термофильный стрептококк, которые позволяют приготовить из ультрапастеризованного молока йогурт или другой молочный продукт.

Натуральное органическое молоко получают только от коров, питающихся натуральными кормами без гормонов и антибиотиков.

Ультрапастеризованная продукция идеально подходит для маленьких детей, которым еще рано пить жирное коровье молоко. Малыши, регулярно пьющие молоко, прошедшее подобную обработку, гораздо быстрее набирают вес и заметно опережают в развитии своих сверстников, употребляющих пастеризованное молоко. Кроме этого, в ультрапастеризованной молочной продукции содержатся ферменты, помогающие усваивать питательные вещества и молочные протеины. Без данных ферментов протеины не перевариваются организмом, воспринимаясь им как чужеродные вещества и вызывая расстройства желудочно-кишечного тракта и различные реакции иммунной системы.
Видео по теме
Источники:
  • Чем отличаются пастеризация, ультрапастеризация и стерилизация молока?
  • Что такое пастеризация? Пастеризация молока
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500