Совет 1: Как был изобретен алфавит

И в истории человечества, и в современности существовали и продолжают существовать различные формы письменности. Одной из самых распространенных форм является алфавит.
Появление алфавитов было истинным прорывом по сравнению с иными видами письменности. Пиктографическое письмо, построенное на изображениях конкретных объектов, слишком сложно, не всегда понятно и не может передавать ни грамматических правил, ни структуры текста. Не меньшей сложностью отличается и идеографическое письмо, где знаки обозначают понятия. Например, у древних египтян количество иероглифов исчислялось тысячами! Неудивительно, что писец был уважаемым человеком в Древнем Египте.

Звуков в любом языке намного меньше, чем слов, понятий и даже слогов. Придумав знаки, обозначающие отдельные звуки, можно было создать систему письма, которая точно фиксировала бы речь и в то же время была бы довольно проста для освоения. Письменность до известной степени переставала быть «привилегией избранных» и превращалась в удобный «рабочий инструмент».

Возникновение алфавитов

Первый прообраз алфавита появился в Древнем Египте. Система иероглифов не позволяла обозначать изменения слов, а также иностранные слова. Для этого около 2700 г. до н.э. выработали набор иероглифов, обозначающих согласные звуки, их было 22. Впрочем, полноценным алфавитом это нельзя было назвать, он занимал подчиненное положение.

Первым настоящим алфавитом стал семитский. Его выработали на основе древнеегипетской письменности семиты, живущие в этой стране, и принесли в Ханаан – на запад Плодородного полумесяца. Здесь семитский алфавит был перенят финикийцами.

Финикия располагалась на пересечении торговых путей, что и поспособствовало распространению финикийского алфавита в Средиземноморье. Его «потомками» стали арамейский и греческий алфавиты.

Арамейский алфавит породил современный еврейский, арабский и индийские алфавиты. Потомками греческого алфавита являются латинский, славянский, армянский и некоторые другие алфавиты, не употребляющиеся ныне.

Виды алфавитов

Алфавиты подразделяются на консонантные, консонантно-вокалические и слоговые. Последние, в которых знаки обозначают не звуки, а слоги, относят к алфавитам с большой долей условности, они занимают промежуточное положение между идеографическим письмом и собственно алфавитами. Такой была шумерская клинопись, письменность майя. В настоящее время черты слогового письма имеет логографическое китайское письмо.

В консонантных алфавитах существуют знаки только для обозначения согласных звуков, а гласные приходится «додумывать» читателю. Современники справлялись с этим без особых проблем, а вот современным ученым, расшифровывающим древние письмена, бывает нелегко. Таким был, например, финикийский алфавит и многие другие системы Древнего мира.

В консонантно-вокалических алфавитах имеются знаки для обозначения и согласных, и гласных звуков. Первым алфавитом такого рода стал греческий, являются таковыми и его потомки – латинский и славянский.

Количество знаков различается от алфавита к алфавиту. На сегодняшний день «рекордсменами» являются алфавит кхмерского языка (основного языка Камбоджи) и алфавит языка ротокас, на котором говорят на одном из островов в Папуа Новой Гвинее. Кхмерский алфавит содержит 72 знака, а алфавит ротокас – всего 12.

Совет 2: Криптография как защита информации

Криптография – наука, которая занимается способами шифрования информации. В настоящее время для защиты конфиденциальных данных текст послания переводится в код из чисел, который может расшифровать только адресат.
Криптография может надежно защитить информацию от транснациональных корпораций, мафии и государственного шпионажа. С активным развитием информационных технологий все больше компаний переносят свою деятельность во всемирную паутину. Обеспечением информационной безопасности при передаче данных занимается криптография.

История криптографии

Криптографическая защита информации зародилась еще в древности. Предположительно шифрование писем появилось во времена Древней Индии, Китая и Египта. Известными примерами криптографического шифра, дошедшими до наших дней, являются табличка Энея, квадрат Полибия, шифр Цезаря.

Самым распространенным методом древнего шифрования был способ подстановки. За каждой буквой алфавита закреплялось число, пиктограмма или другая буква. Лист с этими данными называется ключом. Обладатель ключа мог как расшифровать, так и зашифровать послание. В течение времени шифры становились все более сложными, вместо ручного сопоставления букв и символов появились специальные шифровальные машины. Бурное развитие использования криптографических шифров началось во время Второй мировой войны.

Криптография как защита информации в настоящий момент особенно актуальна. Причина в том, что в последние годы расширилось использование компьютерных сетей, по ним передают частную, государственную, военную и коммерческую информацию. Для защиты информации появились новые мощные компьютеры, но эти же компьютеры могут быть использованы для взлома кода, его дешифрования.

Современные методы криптографии

Одной из проблем криптографии была передача ключа. Ведь чтобы человек мог прочесть закодированное послание, он должен был вначале получить ключ от создателя шифра. А если создатель и получатель находились на большом расстоянии, вероятность перехвата ключа третьими лицами была очень велика.

Решение этой проблемы было найдено в семидесятых годах прошлого века. При помощи компьютеров стало возможно преобразовывать символы в числа и производить с ними математические вычисления. Был изобретен способ кодирования, при котором используются два ключа.

Открытый ключ известен всем, а закрытый только получателю. Информация кодируется при помощи открытого ключа и в виде чисел отправляется адресату. Получатель может расшифровать данные, подставив в математическую функцию переменные в виде послания и секретного закрытого ключа.

Этот способ шифрования произвел революцию в криптографии и сделал передаваемую ей информацию не только конфиденциальной, но также целостной и неотказуемой. Метод асимметричных ключей не лишен недостатков и обычно его дополняют другими способами защиты.
Видео по теме

Совет 3: Как появились цифры

Многие знают, что цифры, которыми сегодня пользуется европейский мир, называются арабскими. Да и не только цифры, вся система исчисления имеет такое название. Однако происхождение они имеют вовсе не арабское. Разработана эта система исчисления была в Индии, а арабы просто «завезли» ее на Запад.
До появления арабской системы исчисления многие народы пользовались цифрами, схожими с римскими. Аналогичной была и их запись. Для обозначения чисел римлянами применялись 7 букв латинского алфавита: I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000. Например, число 323 по-римски выглядело как CCC XX III, а по-гречески как HHH ЖЖ III. Очевидно, что суть написания одна, различны только символы.

Такое «буквенное» выражение числа применялось более двух тысяч лет, однако данные записи были сложны при производстве арифметических действий, к тому же разность алфавитов не позволяла привести исчисления к унифицированному виду, а потому идея десятичных знаков была встречена весьма благосклонно.

Индийская арабика

По индийской системе счисления каждый класс цифр заменялся единственным символом, так появились единицы, десятки, сотни и пр.
Конечно, этот способ был более удобным, но далеко не безупречным. Дело в том, что в этой системе символов не было цифры, которой можно было бы заменить класс, в котором не было знаков. К примеру, римское число CCC III согласно новой системе заменялось на 32. Однако это число имеет значение не 32, а 302. То есть класс, в котором не было символов, заменить было нечем. А ведь позиция цифры, в данном случае, важна не меньше, чем ее значение. Так был изобретен 0. Символ, который обозначал «ничего».

Изобретение такой системы исчисления имело массу удобств, поскольку использовалось гораздо меньшее количество знаков, и значительно упрощались вычисления.

Однако арабы не просто скопировали идею индусов, но внесли свою лепту. На самом деле, изображение цифр, которыми люди пользуются каждый день, это индийские цифры, которые были адаптированы к арабскому письму.

Адаптация знаков

«Настоящие» индийские цифры четко соответствуют «номиналом» числу углов в фигуре, т.е. в фигуре восьмерки именно восемь углов, в четверке – 4. Арабы же изображали цифры на косточках, поэтому для экономии места рисовали их боком, фигуры вытянулись, а со временем и приобрели характерную арабской вязи стилизацию. Например, изображения цифр 2 и 3 имеют буквенные соответствия в арабском письме, только цифры пишутся «в высь», а буквицы растягиваются по горизонтали.

А вот цифра 8 пришла вообще из латыни. Таким символом обозначалось слово «OCTO», что как раз и означало 8. Кстати, слово «цифра» произошло от арабского «сыфр», что означает «ноль». По большому счету, название «арабские цифры» не имеет ничего общего с их происхождением, это, скорее, дань арабам за популяризацию индийской системы исчисления.
Видео по теме
Источники:
  • Происхождение алфавита
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500