Совет 1: Что такое право

В современной науке общепризнанного определения понятия «право» не существует. Оно наряду с моралью и нравственностью является одним из регуляторов общественных отношений. Вопрос о существе права, его основах и происхождении не разрешен в науке до настоящего времени.

Право - это некая совокупность норм, которые определяют обязательные для всех людей правила, определяющие их взаимоотношения между собой.

Согласно классическому марксистко-ленинскому правоведению, право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, которые установлены и санкционированы государством, исполнение которых обеспечивается мерами государственного регулирования.

В теории права называются различные признаки права, большинство авторов выделяет такие, как:
- нормативность (право устанавливает определенные правила поведения);
- общеобязательность (для всех субъектов);
- обеспеченность государством (несоблюдение правовых норм влечет наступление ответственности);
- объективный характер (право независимо от воли отдельных лиц);
- формальная определённость (нормы права выражаются в форме законодательных актов);
- неперсонифицированность (нормы права обращены к неограниченному числу субъектов);
- неоднократность действия норм права (нормы права рассчитаны на многократное применение);
- системность (право представляет собой согласованную, взаимосвязанную структуру).

Формами выражения объективного права являются: нормативно-правовой акт, нормативный договор, правовой обычай и судебный прецедент.

Нормативно-правовой акт — это документ, который принимается уполномоченным государственным органом в целях установления, изменения либо отмены норм права.

Нормативный договор представляет собой соглашение, которое содержит в себе обязательные для всех правила поведения (т.е. нормы права).

Правовой обычай — это совокупность определенных правил, предписывающих строгую линию поведения в конкретных ситуациях. Предпосылками возникновения правого обычая выступают устойчивость и многократная повторяемость социальных отношений, которые вызывают в индивидуальном и массовом сознании определенные стереотипы поведения. Эти стереотипы и становятся источником права.

Суде́бный прецеде́нт — это вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу, которое устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы.

Совет 2: Что такое право вето

Знаменитое Римское право, существовавшее в Древнем Риме и Византийской империи более тысячи лет в период с VIII до нашей эры по VIII век нашей эры, легло в основу правовых систем европейских государств. Одним из непременных атрибутов Римского права является вето, которое различается на «сильное» и «слабое».
При слабом вето парламент/международная организация обязаны лишь повторно рассмотреть законопроект. Сильное вето по определению более сложно преодолеть, и таким правом обычно обладают президенты в развитых странах (США, Германия и другие).

История права

История вето восходит к эпохе Древнего Рима, когда были созданы народные трибуны, призванные отстаивать права низших слоев населения - плебеев. В переводе с латинского языка vetо означает «запрещаю». Поэтому, как вытекает из названия, это право ограничения чего-либо. Правовая система Римской империи легла в основу многих европейских правовых систем, поэтому использование ограничивающего права является логичным.

Значение вето

Такое право предоставляет возможность одному лицу или группе лиц в одностороннем порядке блокировать принятие тех или иных письменных и устных решений. То есть, к примеру, если за принятие проекта (постановления, резолюции и подобных решений) проголосовали 30 человек и лишь один высказался против, наложив вето, то проект не принимается и назначается новая дата голосования.

Примечательно, что накладывать вето неограниченное количество раз имеет право любой из участников дискуссии, собрания, комитета. Поэтому принятие общего решения может затягиваться на долгие годы, и в конечном итоге даже не быть принятым. Вето активно используется международными организациями при принятии решений любой важности.

Часто можно услышать, что, к примеру, на каком-нибудь из заседаний ООН (НАТО, Европейского парламента и других международных организаций) представитель одной из стран воспользовался правом вето, и принятие документа заблокировано.

Среди ярких примеров длительного использования (в какой-то мере на грани постоянного) такого ограничивающего права, можно отметить позицию Греции по отношению к намерениям Турции вступить в Европейский союз. Уже на протяжении 14 лет во многом благодаря греческому вето Турецкая Республика никак не воспользуется явными и мнимыми благами присоединения к Европе.

Также стоит отметить «свежий» пример накладывания вето. Это принятие резолюции Совета Безопасности ООН в отношении законности референдума в Крыму. Если быть точнее, то в непринятии международного документа по причине его блокирования Российской Федерацией как постоянного члена Совбеза ООН. Примечательно, что представители Китайской Народной Республики воздержались при голосовании, что в какой-то мере гарантирует длительное обсуждение резолюции.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500