Совет 1: Как развивать речевую деятельность у детей дошкольного возраста

Связная речь является одним из важных критериев полноценного развития ребенка. Задача родителей и воспитателей детского сада (если малыш его посещает) помочь ребенку освоить основные закономерности языка и развить правильную речевую деятельность.

Семейное общение




Активное общение в семье с самых ранних лет необходимо для правильного развития речевой деятельности у детей. Разговаривайте с ребенком, обсуждайте события прошедшего дня, попросите его описать наиболее интересные моменты и поделиться впечатлениями.


Проводя время вместе, проговаривайте все свои действия, рассказывайте малышу интересные истории, читайте книги. Очень хорошо влияет на развитие связной речи общение со старшими братьями и сестрами. Также помогает освоить речевые навыки и разнообразить словарный запас общение со сверстниками, говорящими лучше вашего ребенка.


Пойте вместе с ребенком веселые детские песенки. Детям нравится фантазировать и петь о знакомых вещах - о себе, своей семье, любимых игрушках и о том, что они видели на прогулке. Можно переделать популярный хит, сделав из него песню об интересных событиях или о членах семьи.


Игры для развития речи




Существуют специальные игры и упражнения для развития речи. «Опиши игрушку» - одна из наиболее простых игр для формирования связной речи. Попросите ребенка описать конкретную игрушку. Например, заяц – это маленький зверек, который живет в лесу и любит морковку. У него длинные уши и маленький хвостик.


«Угадай кто?» - интерпретация упражнения на описание. Игрушка прячется и по описанию ведущего ребенок должен угадать, о какой именно вещи идет речь. Например, мама прячет медведя и начинает его описывать. Это большое животное, спит всю зиму и любит мед.


«Найди отличия» - упражнение развивающее речь и внимание. Попросите ребенка рассказать, чем отличаются две игрушки друг от друга. Например, возьмите два мяча. Отличия: разный размер, цвет, наличие дополнительных картинок и так далее. Для детей постарше подойдут специальные картинки, на которых нужно найти определенное количество отличий.


Также детям хорошо помогает развивать речевую деятельность и расширять словарный запас «работа со сказкой». Сначала прочитайте сказку, а затем попросите ребенка пересказать услышанное. Со временем переходите на небольшие рассказы с простым сюжетом.


Весьма охотно дети пересказывают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей и цирковых представлений. Ребенка 5-6 лет научите составлять рассказ по картинке или самостоятельно придумывать волшебную историю. Поначалу задавайте наводящие вопросы, а затем предоставьте детской фантазии свободу. Обязательно хвалите ребенка за проявленные усилия, это создаст дополнительную мотивацию и поможет улучшить результаты.

Совет 2: Речевое развитие ребенка

Владение разговорной речью, понимание обращения других людей, выражение собственных мыслей, эмоций и чувств с помощью языка – необходимые навыки для каждого человека. Степень развитости, своевременности и правильности данных навыков зависит от среды, в которой ребенок взрослеет, качества и количества практики, осознанных занятий с ребенком со стороны родителей.

Вам понадобится
  • - консультации специалистов;
  • - книги для детей;
  • - игрушки;
  • - развивающие игры.
Инструкция
1
Не стоит ожидать от ребенка немедленных результатов, строгой возрастной границы для проявления речи не существует. Каждый малыш начинает говорить в момент, когда готов к этому.
2
Начинайте разговаривать с малышом с первых дней его появления на свет. Ребенок начинает улавливать ваше обращение и внимание к нему с первых недель жизни. Так что чем раньше вы начнете, тем скорее его сознание начнет реагировать на вас. Разговаривайте с ребенком, читайте детские стишки, пойте песни. Важно сохранять доброжелательную интонацию - ведь именно ее ребенок начинает «считывать» в первую очередь.
3
Не ждите от ребенка немедленных результатов на протяжении первого полугода его жизни. Данный этап принято называть «предречевым», он является подготовкой к овладению речью. При появлении первых признаков «гуления», а затем и «лепета» (произнесение первых звуков самостоятельно), реагируйте на них, дайте малышу понять, что слышите его. Не стоит усердствовать с повторением звуков, которые он издает. Лучше всего отвечать словами, ясно, спокойно, с доброжелательной интонацией.
4
Постарайтесь не пропустить момент, когда ваш ребенок начнет реагировать не только на интонацию и отдельные слоги и звуки, а на слова целиком. Происходит это приблизительно на 10 месяце жизни. Но уже с 6 месяцев ребенку можно читать книги, показывать игрушки, называя их, вводить первые элементарные развивающие игры.
5
Читайте малышу правильно. Во-первых, выбирайте качественную, доступную ребенку литературу (благо, в настоящее время такой литературы предостаточно в книжных магазинах). Во-вторых, читайте медленно, четко произнося каждое слово. Если книга сопровождается иллюстрациями, показывайте их малышу. Если вы заметите, что ребенок реагирует на иллюстрации или отдельные слова, дайте ему «высказаться» до конца. Выслушайте его реакцию и только после этого продолжайте чтение. Важно в процессе чтения дать ребенку понять, что его слушают, понимают.
6
Поощряйте ребенка, когда он произносит первые слова и сочетания слов. Как правило, это происходит в возрасте от года до двух лет. Выражайте свое одобрение ответом, уместной интонацией. В возрасте от трех лет ребенок уже начинает вникать в грамматическую систему. Следите за тем, чтобы он строил предложения верно, правильно соединял между собой слова. Но не наседайте на него, говорите с ним спокойно, не перегружайте его.
7
Постарайтесь обеспечить ребенку на дошкольном этапе развития достаточное общение. Обычно это происходит само собой, когда ребенка отдают в детский сад. Но если ваш малыш по какой-либо причине находится большую часть времени дома, занимайтесь с ним сами, выводите на прогулку в парк или во двор. Продолжайте ему читать, играть с ним в более сложные игры, стимулирующие общение и его реакцию на ваши слова и поступки, посещайте с ним различные мероприятия.
8
Посещайте с ребенком занятия у логопеда, если на дошкольном или школьном этапе он не может правильно произносить отдельные звуки. В это время происходит интенсивное увеличение лексикона, развивается грамматический строй речи. Могут наблюдаться дефекты в произношении различных звуков (Л, Р, К и других). Малыш будет благодарен вам, когда повзрослеет, поверьте. Только специалист может установить, можно ли исправить тот или иной дефект речи.
Видео по теме
Обратите внимание
Не приучайте ребенка к просмотру телевизора слишком рано. Это нисколько не способствует развитию речи, а, наоборот, тормозит его. Происходит это потому, что телевизор стимулирует вынужденное внимание, вместо произвольного, которое необходимо для развития речи.
Совет полезен?
Стимулируйте ребенка к посещению развивающих кружков и занятий на школьном этапе. Не стоит надеяться на школу и пускать речевое развитие на самотек. Не забывайте, что человек развивает свою речь на протяжении всей жизни.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500