На рубеже XX-XXI веков воскресли «обезьяньи процессы» – парадоксальная ситуация, когда научную теорию пытаются опровергнуть не в ходе дискуссии между учеными, а в судебном разбирательстве. Конечно, отменить в судебном порядке научную теорию нельзя, истцы требовали всего лишь запрета на преподавание теории Дарвина в школах или хотя бы знакомства учащихся с «альтернативными теориями».

Очевидно, эти люди не понимали или не хотели понимать, что альтернативных теорий происхождения видов не существует. В настоящее время можно говорить о синтетической теории эволюции, нейтральной теории молекулярной эволюции и других эволюционных теориях. Они отличаются воззрениями на генетические и молекулярно-биологические механизмы эволюции, спорят ученые и об эволюционных «биографиях» определенных видов (в том числе и человека), но все теории сходятся в одном: одни биологические виды, более сложные, являются потомками других – более простых. Это утверждение составляет сущность эволюционной теории, и других воззрений на происхождение видов в современной науке нет.


Предшественники Дарвина



Вопреки распространенному заблуждению, Чарльз Дарвин не был создателем самой идеи биологической эволюции. Подобные идеи можно у древнегреческого философа Анаксимандра, средневекового философа Альберта Великого, мыслителей Нового времени Ф.Бэкона, Р.Гука, Г.Лейбница, К.Линнея.

Возникновение такой идеи и торжество ее в науке Нового времени было закономерно. Бурно развивающаяся наука, по словам П.Лапласа, «не нуждалась в гипотезе Бога», соответственно, ученых уже не устраивало представление о единовременном сотворении живой природы в таком виде, как она существует «здесь и сейчас». Противопоставить этому можно было только одно: возникновение примитивной жизни и постепенное развитие ее до сложных форм.

Перед учеными стоял вопрос о механизмах и движущих силах этого процесса. Одной из попыток стала теория французского ученого Ж.Б.Ламарка. Этот исследователь полагал, что различия между живыми существами связаны с тем, что существа эти жили в разных условиях и были вынуждены тренировать разные органы. Например, жирафам приходилось тренировать шеи, дотягиваясь до древесных листьев, поэтому каждое новое поколение рождалось с более длинными шеями, а кроты, обитая под землей, не имели возможности тренировать глаза, что и привело к их уменьшению и ухудшению зрения.

Несостоятельность этой теории в конечном итоге стала ясна всем. Она не объясняла происхождение признаков, тренировать которые невозможно (например, маскировочная окраска), да и эксперименты ее не подтверждали. Лабораторные мыши не стали рождаться с более короткими хвостами из-за того, что ученые отрубали хвосты их предкам. Таким образом, эта попытка создать стройную, самодостаточную и плодотворную теорию эволюции провалилась.

Дарвин и эволюция



Заслуга Ч.Дарвина в том, что он не только декларировал идею эволюционного развития, но и объяснил, как и почему оно происходило.

В самом общем виде теория Дарвина выглядит так: время от времени происходят случайные изменения, в результате которых появляются на свет организмы, обладающие признаками, которых нет у родительских организмов. В зависимости от условий, в которых данные животные и растения обитают, эти изменения могут быть полезными или вредными (например, мощный шерстяной покров на экваторе будет «врагом» животного, а на Крайнем Севере – «другом»). Вредные изменения либо делают организм полностью нежизнеспособным, либо затрудняют выживание, либо уменьшают его шансы оставить потомство. Полезные же изменения, напротив, увеличивают шансы и на выживание, и на размножение. Потомство наследует новые признаки, происходит их закрепление. Этот механизм называется естественным отбором.

За миллионы лет таких новых признаков накапливается достаточно много. В конечном итоге, их количественное накопление переходит в качественный скачок – живые существа становятся настолько непохожими на своих предков, что можно говорить о новом виде.

Именно так выглядит эволюция по Дарвину. К сожалению, в настоящее время представление многих людей об этой теории сводится к утверждению «человек произошел от обезьяны», причем предполагается, что конкретные гориллы или шимпанзе, которые сидят в клетке в зоопарке, могут превратиться в людей. Надо ли говорить, насколько далеко такое представление от подлинной теории Дарвина. А ведь на основании таких искаженных представлений многие заявляют о своем непризнании идеи эволюции!

Дарвину не давал покоя вопрос о том, что вызывает такие изменения и каким образом они переходят к потомству. Ответ был найден в рамках новой науки – генетики, исследующей механизмы наследственности и изменчивости живых организмов.

Теория Дарвина и религия



Чаще всего взаимоотношения теории Дарвина и религии представляют как непримиримое противостояние. Между тем, сам Ч.Дарвин сказал однажды, что первое звено в цепи эволюции «приковано в престолу Всевышнего».

Поначалу теория Дарвина действительно была принята верующими враждебно. Во второй половине ХХ века такое неприятие привело к появлению научного креационизма. «Научным» креационизм можно назвать с большой долей условности. Наука при построении теорий не может пользоваться недоказанными утверждениями, а идея существования Бога наукой не доказана.

В настоящее время креационизм не сдает позиции, хотя преподавание его в школах в большинстве стран запрещено. Все же большинство христиан придерживается разумного взгляда на теорию Дарвина: Библия утверждает, что Бог сотворил мир, а эволюционная теория раскрывает, как это произошло. Непосредственно же доказать участие Бога в возникновении мира вообще и живых существ в частности невозможно, поскольку весь мир в целом является Его творением.

Многие христианские богословы, в частности, Дж.Хот, полагают, что теория Дарвина не только не противоречит христианскому вероучению, но и открывает перед ним новые горизонты. На основе теории биологической эволюции формируется богословская концепция эволюционирующей Вселенной.