Совет 1: Как получить муравьиную кислоту

Муравьиная кислота используется в разных целях, однако наиболее эффективно она помогает в медицине и широко используется в качестве активного средства против паразитов.
Муравьиную кислоту можно отнести к насыщенным одноосновным карбоновым кислотам. Она выглядит в качестве бесцветной жидкости, которая растворяется в таких веществах, как ацетон, бензол, глицерин и толуол. Чаще всего муравьиная кислота используется в виде пищевой добавки и зарегистрирована как E236. Ее название говорит само за себя, а все потому, что впервые она была получена англичанином в 1670 г. перегонкой из красных муравьев.

Где содержится муравьиная кислота

Большое количество данной кислоты можно найти в теле красного муравья, поэтому это вещество так распространено в природе. Обычно муравьиная кислота используется в медицине как обезболивающее средство для наружного применения. Также ее эффективно используют в химической промышленности в роли растворителя.

Помимо всего прочего, муравьиная кислота является активным средством против паразитов, поэтому она также может применяться в пчеловодстве.

Как получить муравьиную кислоту простым способом

Искусственная муравьиная кислота была впервые синтезирована французским ученым Джозефом Гей-Люссаком в 19 веке. Однако получить данное вещество можно простым способом. В первую очередь нужно знать, что основная формула этой кислоты такова: HCOOH.
Из этой формулы можно понять, что в состав муравьиной кислоты входя формилы и соли, которые носят название «формиаты». Если ее нагреть в серной кислоте, она начнет распадаться на воду и моноксид углерода.

Получить кислоту данного вида можно при производстве уксусной кислоты в качестве побочного продукта. Еще можно получить муравьиную кислоту методом разложения глицериновых эфиров, содержащихся в щавельной кислоте.

Ну и, пожалуй, последний способ получить муравьиную кислоту заключается в следующем: метиловый спирт CH3OH окисляется до состояния промежуточного алкандиола CH2(OH)2, после чего начинает выделяться вода H2O. За счет этой химической реакции образуется альдегид CH2O, а уже потом он превращается в муравьиную кислоту.

Совет 2: Как распознать муравьиную кислоту

Муравьиная кислота – довольно интересное двуфункциональное соединение, представляющее собой не только карбоновую кислоту, но и альдегид. Именно поэтому качественной реакцией на определение этого вещества является характерная для альдегидов очень красивая реакция «серебряного зеркала».
Вам понадобится
  • Муравьиная кислота, 2% раствор нитрата серебра, 10% раствор гидроксида натрия, 5% раствор аммиака, идеально чистая пробирка или колба, спиртовка или горелка.
Инструкция
1
Возьмите пробирку, налейте в неё 2-3 мл 2% раствора нитрата серебра (AgNO3) и добавьте к нему одну или две капли 10% раствора гидроксида натрия (каустической соды).
2
В образовавшийся осадок осторожно по одной капле добавляйте 5% раствор аммиака (NH3). Так в вашей пробирке появится аммиачный раствор оксида серебра, или так называемый реактив Толленса - [Ag(NH3)2]ОН.
3
К полученному раствору добавьте 1 мл раствора муравьиной кислоты (HCOOH) и осторожно нагрейте полученную смесь над спиртовкой или горелкой.
4
Если проверяемое вещество действительно является муравьиной кислотой, то стенки пробирки покроются тонким зеркальным слоем серебра.
5
В упрощённом виде эту качественную реакцию можно записать в виде следующей формулы: HCOOH + Ag2O(аммиачный раствор) = CO2 + H2O + 2Ag.
Видео по теме
Обратите внимание
Данная реакция поможет отличить HCOOH от других кислот, но не сможет выделить её среди других альдегидов.
Видео по теме
Источники:
  • Как получить муравьиную кислоту
  • Муравьиная кислота
  • Муравьиная кислота
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500