Аккумуляторная батарея



Аккумуляторная батарея в первую очередь необходима для срабатывания стартера автомобиля и, соответственно, пуска двигателя. Кроме того, она призвана обеспечивать электрической энергией различные автомобильные потребители при неработающем моторе. В свой черед при запущенном двигателе генератор производит зарядку аккумулятора.

Причины разрядки



Все кажется до банального простым, однако множество факторов способствуют разрядке АКБ и на некоторые из них многие автовладельцы просто не обращают должного внимания. А ведь даже если мотор работает на холостом ходу, длительно включенные потребители энергии отрицательно влияют на ее заряд. В данном случае сюда можно отнести и подключение к авто иных потребителей, не предусмотренных штатной комплектацией, и замыкание в электросети.


На качество заряда АКБ также влияют неисправности электрооборудования автомобиля, при которых уменьшается зарядное напряжение от генератора, долговременные стоянки с подключенной минусовой клеммой (от десяти и более дней).

Типы аккумуляторов



При разрядке батареи порядок «реанимационных» действий будет несколько отличаться в зависимости от того, какой ее тип установлен на автомобиле. Аккумуляторы подразделяются на обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Первый вариант встречается крайне редко, так что не будем на нем останавливаться. Малообслуживаемые АКБ требуют периодического долива дистиллированной воды, а необслуживаемые созданы таким образом, что расход воды в них снижен до минимума и они не имеют специальных отверстий для такой операции.

Проверка напряжения на выводах аккумулятора



Единственное, что позволяется первоначально сделать при любом типе АКБ, так это проверить напряжение нагрузочной вилкой, мультиметром или вольтметром. Напряжение на выводах аккумулятора при стопроцентной зарядке должно составлять 12,6-12,9 В. Меньшие показатели свидетельствуют о его разрядке.

Проверка уровня электролита и его плотности



При наличии малообслуживаемой батареи автовладельцу следует проверить уровень электролита, его плотность и при необходимости долить дистиллированную воду.

Что же являет собой электролит? Это смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Процесс испарения воды нельзя предотвратить, и происходит это особенно интенсивно в жаркую погоду летом. На некоторых видах аккумуляторов имеются метки минимума и максимума, но если таких ориентиров нет, то следует проверить, чтобы электролит полностью покрывал пластины батареи. Вдобавок ко всему, его сниженная плотность зачастую свидетельствует о разрядке АКБ.

Для проверки плотности электролита необходимо такое простое приспособление, как ареометр. Он представляет собой стеклянную колбу с грушей и поплавком. Плотность проверяется во всех банках батареи, после этого делаются соответствующие выводы. В норме показания должны быть от 1,25 до 1,29 г/см3. Для повышения плотности электролита доливается только дистиллированная вода.

На некоторых аккумуляторах имеется специальный индикатор зарядки, он выдает показания как раз на основании плотности электролита, что несколько упрощает задачу. Если он зеленый, то зарядка не требуется, черный – аккумулятор разряжен, белый – разряжен или пришел в негодность.

Зарядка аккумуляторной батареи



По результатам всех проделанных операций можно приступить к непосредственной зарядке аккумуляторной батареи. Для этого понадобится специальное зарядное устройство. Как правило, оно не сложно в использовании и полностью автоматическое. Остается только не забыть принять ряд мер к правильной зарядке АКБ. А именно, снять клеммы и открыть все горловины.

Первой подсоединяется плюсовая клемма зарядного устройства, затем минусовая. И только после этого устройство включается в сеть. По завершении зарядки отключение производится в обратном порядке.

Следует помнить, что при зарядке АКБ выделяется горючая смесь кислорода и водорода, поэтому ни в коем случае нельзя размещать батарею вблизи источников огня. Помещение должно хорошо проветриваться.

С необслуживаемыми батареями дело обстоит несколько иначе. Они технологически отличаются от малообслуживаемых не только тем, что не имеют заливных горловин, но и внутренним устройством. Некоторые, подобно малообслуживаемым, функционируют благодаря жидкому электролиту, в некоторых он содержится в нетканом полипропилене, а в иных он смешан с порошком оксида кремния и представляет собой гель.

Заряжать необслуживаемую АКБ следует с большой осторожностью, четко соблюдая инструкции. Если это возможно, то на зарядном устройстве ток выставляется в пределах 10 % от показателя емкости в Ач. При полной разрядке аккумулятора лучше применить всего 1,5-2 А, поскольку бурное выделение газов чревато серьезными последствиями.