Совет 1: Как выглядит вороненая сталь

Воронением называют процесс получения на низколегированной или углеродистой стали тонкого слоя окислов железа. Внешний вид вороненой стали зависит от толщины данного слоя, которая дает разные цвета, сменяющие друг друга по мере нарастания пленки. Так какие же цвета может иметь вороненая сталь?

Виды воронения

Существует три вида воронения стали: щелочное, кислотное и термическое. Щелочное воронение представляет собой выдерживание стали в щелочном растворе с окислителем при температуре от 135 до 150 градусов. Процесс кислотного воронения происходит в кислом растворе электрохимическим или химическим методом. При термическом воронении сталь окисляют в условиях высоких температур и перегретых водяных паров. Также термическое воронение может выполняться в расплавленных солях, парах аммиачно-спиртовых смесей или воздушной атмосфере.

При воронении в воздушной атмосфере поверхность стали предварительно покрывают масляным или асфальтовым лаком.

В результате воронения сталь приобретает блеск, микропористую мелкокристаллическую структуру поверхности, а также улучшенные защитные свойства, которые повышаются после пропитки окисной пленки растительными или минеральными маслами. Сегодня воронение стали преимущественно используется для декоративной отделки и предотвращения коррозии металла. Кроме внешней окраски предмета, воронение предохраняет сталь от окисления под воздействием сырости и воздуха.

Внешний вид вороненой стали

Стальным предметам с помощью воронения можно придать самую различную окраску, используя одно нагревание – окраска будет зависеть от степени нагрева стали. При нагреве предмета до 220 градусов вороненая сталь будет иметь светло-оранжевую окраску, нагрев до 225 градусов даст оранжевый цвет, 235 градусов дадут желтую окраску, 277 градусов – пурпуровую, 280 градусов – голубую, 299 градусов – синюю, 316 градусов – черно-синюю окраску.

Перед воронением стали обрабатываемые стальные предметы нужно подвергнуть тщательной предварительной очистке.

Для придания вороненой стали наиболее популярного зеленовато-коричневого цвета нужно растереть 3 весовые чашечки оливкового масла с 1 весовой чашечкой треххлористой сурьмы при нагревании. Полученную смесь наносят тонким слоем с помощью тряпки на поверхность металлического предмета и оставляют ее впитываться на двадцать четыре часа. Спустя это время сталь приобретет ржавый оттенок, поэтому процедуру воронения повторяют еще раз, после чего предмет становится коричневым, а затем еще столько раз, сколько необходимо для получения желаемого цвета. Обычно процесс занимает от десяти до двенадцати дней. Готовую вороненую сталь нужно тщательно промыть, высушить и отполировать специальным камнем (или покрыть лаком/олифой).

Совет 2: Как отполировать сталь

После полировки сталь не только начинает блестеть. Благодаря снижению шероховатости поверхности, а значит, и площади контакта с воздухом, уменьшается склонность изделия к коррозии. В домашних условиях для полировки стали можно использовать дрель с соответствующей насадкой.
Вам понадобится
  • - матерчатые перчатки для слесарных работ;
  • - защитные очки;
  • - респиратор;
  • - наждачная бумага;
  • - полировальная паста;
  • - дрель;
  • - полировальные насадки;
  • - фен.
Инструкция
1
Перед полировкой обязательно отшлифуйте поверхность стального изделия. Без этого полирование вряд ли будет успешным. Используйте для шлифования наждачную бумагу. Если поверхность является плоской, для удобства бумагу можно клеить (но не прибить, чтобы не выступали гвозди) к деревянному бруску с небольшой ручкой. Работайте в перчатках. Вначале шлифуйте наждачной бумагой с крупным зерном, а затем постепенно меняйте ее на все более мелкозернистую, дойдя до бумаги с нулевым номером («нулевки»).
2
Тщательно очистив поверхность от металлической пыли щеткой-сметкой, можно браться за дрель. Вставьте в нее насадку для полирования, имеющую войлочную нижнюю поверхность. Ее диаметр должен примерно соответствовать размерам полируемого изделия. Обязательно установите в дрели ограничение вращающего момента. Запаситесь несколькими видами полировальных паст, которые, аналогично наждачным бумагам, отличаются друг от друга зернистостью. Все они должны быть рассчитаны на обработку стали, а не цветных металлов, пластмасс или каких-либо иных материалов. Наденьте защитные очки и респиратор.
3
Нанесите на войлок немного самой грубой из паст, слегка прижмите круг к полируемой поверхности, после чего включите двигатель дрели на максимальные обороты. Водите кругом по изделию, не меняя силы прижима. Иногда останавливайте двигатель и наносите на круг еще немного пасты.
4
Обнаружив, что поверхность стала более блестящей, нанесите более мелкозернистую пасту. Продолжите полирование с ней, а затем со следующей в сторону уменьшения размера зерна, и так до самой мелкозернистой.
5
Завершив полировку стального изделия, промойте его от остатков пасты под теплой водой. После этого немедленно тщательно просушите его, не оставив даже мельчайших капель воды, чтобы не заржавели те его участки, которые полировке не подвергались. Снимите перчатки, защитные очки и респиратор.
Видео по теме
Обратите внимание
Остерегайтесь механических травм. Обязательно пользуйтесь средствами индивидуальной защиты. Не включайте фен в ванной комнате.

Совет 3: Что такое низколегированные стали

Под низколегированными сталями понимают класс черных металлов, проявляющих прочностные свойства, большие, нежели простые углеродистые стали. Такие показатели достигаются за счет добавления легирующих элементов.
В низколегированных сталях содержание легирующих элементов не превышает 2,5%. В качестве легирующих элементов, как правило, используются молибден, хром, никель, ванадий, вольфрам, кремний, ниобий и титан.

Обычно для обозначения состава применяются специальные буквы и цифры. Буква при этом обозначает легирующий элемент, входящий в состав стали, а цифра показывает его содержание в процентах. Если содержание элемента ниже одного процента, цифра не ставится. Например маркировка 18ХГТ обозначает, что в стали содержится 0,18% углерода и хром, марганец и титан менее 1% каждого.

Свойства

Примеси хрома в низколегированной стали повышают показатели ее коррозийностойкости, а также твердости. Для борьбы с коррозией также могут использоваться добавки молибдена, титана, никеля. Никель способствует повышению пластичности и прочности стали, титан укрепляет ее, молибден увеличивает показатели прочности и красностойкости. Под красностойкостью понимают способность металла противостоять процессам износа при его использовании в зонах с высокими показателями температуры.

Если необходимо увеличить магнитопроницаемость металла либо его жаропрочность, в него вводят кобальт, примесь же марганца более одного процента позволяет значительно увеличить показатель твердости металла и устойчивость к ударным нагрузкам.

Применение

Низколегированная сталь обладает большим количеством ценных качеств, которые не имеются в обычной стали. Разнообразные примеси, их процентное содержание и виды могут сделать металл более хрупким, жаропрочным, коррозионностойким и пластичным.

Применение низколегированной стали весьма обширно: ювелирное оборудование, хирургические инструменты, разнообразная строительная арматура, металлоконструкции, механизмы и промышленные машины.

Для каждого конкретного случая применяется специальный вид легированной стали, обладающий рядом нужных характеристик. Например, низколегированная сталь 13Х используется для изготовления ювелирного, хирургического и гравировального оборудования, в ее составе имеется хром, что делает ее достаточно твердой.

Однако легирование может негативно сказаться на некоторых показателях. Так, сталь 13Х имеет неглубокую температуру прокаливания и непригодна для использования в условиях высоких температур — предельное значение 200-250оС.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500