Совет 1: Что такое эпитеты

Теория литературы выделяет множество языковых средств, используемых для повышения выразительности как письменной, так и устной речи. Одним из таких средств, крайне распространенным и очень часто используемым, но очень неоднозначно воспринимаемым теоретиками, является эпитет.
Термин «эпитет» произошел от древнегреческого слова ἐπίθετον, переводящегося как «приложенное». Понятием эпитета в литературе определяют слова и целые выражения, которые, имея определенную структуру, несут особую функциональную и семантическую нагрузку, позволяющую им существенно влиять на эмоциональное восприятие других слов и выражений. В общем случае эпитеты можно охарактеризовать как слова и фразы, влияющие на выразительность других слов и фраз.

Обычно эпитеты придают связанным с ними речевым оборотам дополнительную красочность и насыщенность либо особый смысловой оттенок, а иногда и вовсе изменяют их значение. Особо широко эпитеты применяются в поэзии, но часто встречаются и в прозаических литературных произведениях. Строго говоря, ни одно художественное произведение, как правило, не обходится без использования эпитетов.

С точки зрения морфологии эпитеты могут быть выражены совершенно разными частями речи. Это могут быть как наречия («страстно желать») или имена существительные («веселья час»), так и инфинитив («желание забыться»), и даже числительные («вторая жизнь»). Особо часто эпитеты выражаются именем прилагательным («очи светлые», «белы рученьки», и т.д.).

Функционально эпитеты, являясь аналитическими определениями, выделяют особые признаки сущностей, представленных определяемыми словами. Это могут быть как постоянные признаки («ясная лазурь»), так и признаки, полученные путем анализа описываемых объектов создателем произведения («щепетильный Лондон»).

Несмотря на огромную распространенность в письменной и устной речи, теория литературы не имеет четко выраженного взгляда на эпитеты как явление. Некоторые из исследователей относят их к фигурам, другие - к тропам. Часть теоретиков проводит грань между эпитетами постоянными и украшающими, но многие и отождествляют их. В общем случае признаки эпитетов описываются приблизительно, хоть сами фигуры и могут быть с легкостью выделены в любом тексте.

Совет 2: Для чего нужны эпитеты

Слово «эпитет» переводится с греческого языка как приложение, прибавление. Эпитет – это определение, которое придает выражению образность, а также эмоциональность, авторскую окраску и дополнительный смысл.

Эпитет – это, прежде всего, художественное определение, которое отмечает существенную черту в изображаемом автором явлении.

Эпитет – стилистически значимое, характеризующее предмет речи, слово или словосочетание.

Эпитетами могут быть прилагательные (парус одинокий), существительные (мать – сыра земля), наречия (щеголевато переступать ногами), деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая) и даже глаголы (синеют небеса).

Эпитеты бывают изобразительными и лирическими. Изобразительные эпитеты выделяют существенную сторону изображаемого без привнесения какого-либо оценочного элемента (синее море). А лирические эпитеты выражают авторское отношение к тому, что он изображает (черный квадрат).

Из фольклора пришли в речь так называемые постоянные эпитеты. Это устойчивые образно-поэтические определения явлений или предметов, выраженные, как правило, прилагательными (темные леса, зеленые луга, желтые пески). Эпитеты в устном народном творчестве определяют предмет с точки зрения воплощения в нем совершенного или высшего качества.

Идейно-художественное значение эпитетов в фольклоре соответствует смыслу самих произведений. В сказках при помощи эпитетов передается совершенство изображаемого мира (самоцветные камни, высокий терем), в песнях он носит иносказательный характер и служит выразительной лирической оценке (млад, ясен сокол).

Наделяя привычные слова необычными свойствами, эпитеты помогают авторам создать яркий и выразительный мир. Они придают объемность словам, дают эмоциональную оценку или образную характеристику предметам изображения. Искусно связанные друг с другом знакомые слова помогают писателю раскрыть характеры персонажей, погрузить читателя в быт и атмосферу описываемой эпохи.

Источники:
  • Брокгауз и Эфрон «Энциклопедический словарь». Эпитеты
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500