Направление письменной претензии продавцу, с одной стороны, исключает возможность для продавца ссылаться на то, что он не был поставлен в известность о требованиях покупателя, а с другой стороны, потребитель связан с формулировкой своего требования и изменить его в дальнейшем без согласия продавца нельзя.

Для правильного составления претензии следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, должен быть четко и верно указан ее адресат с указанием статуса, наименования, адреса. Это может быть продавец, изготовитель, импортер и т.д. - в зависимости от того, что послужило причиной предъявления требования покупателем и в чем именно оно заключается. Например, требовать обмена товара ненадлежащего качества можно только от продавца, с которым заключена сделка купли-продажи. При этом, важно понимать, что требования предъявляются не к торговой точке, а к тому, кто осуществляет торговлю - ООО, ЗАО, ИП и т.д.(это можно увидеть, например, на чеке, сертификате на товар, в уголке потребителя).

Однако, если речь идет о сети магазинов, действующих от имени одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя, претензия может быть направлена в любой из таких магазинов.

Претензия может быть направлена почтой или вручена в руки. В первом у покупателя будет доказательство ее направления, а во втором нужно обязательно потребовать от работника магазина расписаться в ее получении, указав при этом должность и ФИО.

Во-вторых, обязательно нужно указать сведения о покупателе (ФИО, адрес, телефон).

В-третьих, в основной части претензии указывается дата, место покупки и характеристики товара, его комплектация, гарантийный срок и т.д. Также излагаются недостатки товара. Если их нет, то нужно указать причины, по которым товар не подошел покупателю.

При изложении требований лучше всего обратиться к ст. 18 или ст. 25  Закона "О защите прав потребителей" и процитировать одно из требований, указанных в этих статьях. Претензия должна быть подписана и датирована, к ней можно приложить также чеки или другие документы, связанные с покупкой.