Госзаказ до недавнего времени регулировался 94-ФЗ. Во время действия данного закона государственные закупки стали осуществляться на интернет ресурсе zakupki.gov.ru. Указанный закон, к сожалению, не оправдал возложенных на него надежд. В частности, он не смог решить следующих задач:

  • эффективность расходования бюджетных средств;
  • не устранены возможности для построения коррупционных схем при госзаказе.

На смену неудавшемуся 94 закону, регулирующему госзакупки, с начала 2014 года пришел новый закон. В настоящее время государственные закупки должны проходить в строгом соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013.

Принципиальное отличие данных законов заключается в том, что ранее действовавший нормативный акт регулировал вопросы, связанные непосредственно с самим процессом размещения госзаказа. Новый 44-ФЗ имеет более широкий спектр действия и распространяется уже на начальные этапы госзакупок – планирование и обоснование закупок, а также содержит требования о необходимости оценки эффективности их проведения.

Контрактная система согласно данному закону представляет собой совокупность её участников, в том числе заказчиков, поставщиков, операторов торговых площадок и специализированные организации, а также их деятельность, направленная на удовлетворение государственных нужд.

В соответствии с новым законом, регулирующим тендеры, работа по обеспечению нужд бюджетных учреждений начинается с планирования государственных закупок. Заказчики должны составлять план закупок на 3 года, а также оформлять план-график закупок ежегодно. Нормы закона, предусматривающие планирование госзаказа, вступят в силу только с 01.01.2015. Вся информация о госзакупках, должна размещаться в единой информационной системе, но она ещё не заработала. Пока же участники контрактной системы работают по-прежнему на сайте zakupki.gov.ru. Контрактная система также предполагает обоснование закупок. Заказчик обязан обосновать:

  • объект закупки (товары, услуги или работы, которые необходимо закупить);
  •  начальную цену контракта, если речь идет о конкурсном методе определения поставщика, или цену контракта, когда он заключается с единственным поставщиком;
  • способ определения поставщика. Данная обязанность у участников контрактной системы возникнет только с 01.01.2015 года.

Круг способов определения поставщика значительно расширен. Добавлены такие конкурсные процедуры, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс,  закрытый двухэтапный конкурс и т.п. Аукционы проводятся только в электронном виде.

Проведенные тендеры будут оценивать с точки зрения:

  • реализации целей госзаказа;
  • обоснованности закупок;
  • необходимости внесения изменений в нормативные акты, которыми регулируется контрактная система.

Результаты данного мониторинга будут размещаться в ЕИС. Органы госвласти и муниципальные власти будут контролировать государственные закупки путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Проверять будут и заказчиков, и поставщиков, а также иных участников контрактной системы, которые задействованы в проведении тендеров.

Мнение экспертов относительно нового закона расходятся. Одни считают, что его принятие было необходимостью, чтобы навести порядок в сфере проведения государственных тендеров. Другие считают, что принятый закон всего лишь неудачная попытка подражать западной системе госзаказа. На чьей стороне окажется правда сможет показать лишь время, так как ряд положений нового закона вступят только в ближайшем будущем (2015-2017 годы). Кроме того, необходимо принять большое количество подзаконных актов, чтобы 44-ФЗ заработал в полной мере.