Совет 1: Каким животным ставят памятники

В саду Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге стоит необычный памятник. Статуя изображает собаку, а барельефы на постаменте – моменты научных исследований, связанных с этим животным.
Инициатором установки необычного памятника был выдающийся русский физиолог И.П. Павлов, исследовавший механизмы нервной деятельности в экспериментах над собаками.

Памятник собаке И. Павлова – самый известный, но не единственный памятник, установленный в честь животного. Аналогичный памятник существует в Новосибирске возле Института цитологии и генетики. Статуя изображает другое животное, немало послужившее ученым: лабораторная мышь вяжет на спицах спираль ДНК. На территории Научно-исследовательского института экспериментальной патологии и терапии в Сухуми (Абхазия) поставили памятник другому популярному подопытному животному – обезьяне. На постаменте высечен список заболеваний, которые медицина смогла победить благодаря экспериментам над приматами.

Помощники человека

Животные помогают людям не только в научных исследованиях, но и в других областях человеческой деятельности.

На границе Ставропольского края и Республики Калмыкия установлена статуя чабана с собакой, а в Черкасской области (Украина) – памятник пограничникам и служебным собакам. В Лондоне существует мемориал «Животные на войне». Барельефы и бронзовые фигуры изображают лошадей, мулов, верблюдов, собак, голубей, слонов и даже кота.

Удивление вызывает памятник хлопковому долгоносику, установленный в штате Алабама (США). Впрочем, этот вредитель помог одному американскому фермеру, жившему в начале XX века. Отчаявшись справиться с нашествием долгоносика, он отказался от выращивания хлопка в пользу арахиса. Выращивать арахис оказалось намного выгоднее, фермер разбогател, как и многие земляки, последовавшие его примеру.

История и легенды

Многие памятники животным связаны с историческими событиями и тем, что называют «легендарной историей». Самый известный памятник такого рода – Капитолийская волчица в Риме. Статуя изображает волчицу и младенцев Ромула и Рема – основателей Рима, которые, согласно легенде, были вскормлены волчицей.

Эту статую наверняка видел Генрих Лев, герцог Саксонии и Баварии, участвуя в итальянском походе Фридриха Барбароссы. Он приказал установить в городе Брауншвейге позолоченную бронзовую статую льва, символизирующую величие власти.

Памятник Казанскому коту в Казани тоже связан с царственной особой. Обратив внимание, что в Казани нет мышей, императрица Елизавета Петровна распорядилась привезти из этого города 30 котов для уничтожения грызунов в Зимнем дворце.

Памятники конкретным животным

Памятники ставят не только животным вообще, но и определенным «друзьям человека», которые чем-то отличились, прежде всего – верностью людям. Существует немало памятников собакам, сохранявшим преданность хозяевам даже после их смерти: памятник псу Джоку в Кракове (Польша), Грейфайерсу Бобби в Эдинбурге (Шотландия), Памятник преданности в Тольятти.

Случается, что животные совершают подвиги наравне с людьми. В Центральном парке Нью-Йорка стоит памятник Балто – ездовому псу, который участвовал в перевозке лекарств во время эпидемии дифтерии на Аляске в 1925 году. Памятник «Мы победили!» в Ахтубинске (Астраханская область) увековечил память бойцов 902 стрелкового полка и их помощников-верблюдов.

Вымышленные животные

Литературные, кинематографические и фольклорные герои иногда значат для людей не меньше, чем те, кто существовал реально. Это относится и к животным.

В Воронеже существует памятник Белому Биму – герою повести Г. Троепольского. В городе Раменское (Московская область) стоят памятники Волку из мультфильма «Ну, погоди!» и трем героям книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» – Винни-Пуху, Пятачку и ослику Иа. В Воронеже есть памятник котенку Василию с улицы Лизюкова – герою одноименного мультфильма.

Не остались без внимания и малые жанры фольклора – пословицы и поговорки. Так были увековечены Конь в пальто (Сочи) и Тамбовский волк (Тамбов). А в Перми решили поиронизировать по поводу известного стереотипа «В России по улицам ходят медведи» и поставили памятник медведю. Впрочем, главный смысл памятника связан все-таки с гербом города, на котором изображен медведь.

Совет 2: За что ставят памятники животным

Обычно памятники ставят политическим вождям, известным поэтам и музыкантам. Однако встречаются и памятники животным. Они могут быть посвящены героическим зверям, совершившим подвиг, а могут стать ироничным символом какого-либо события или произведения.

Памятник Балто - собаке-герою

Память о Балто связана с печальными страницами в истории Аляски. В штате началась эпидемия дифтерии, лекарства катастрофически не хватало, а связь с Большой землей была возможна только по воздуху. Однако над Аляской разразилась арктическая буря, самолеты попросту не могли взлететь. Тогда было решено воспользоваться старинным способом передвижения - собачьими упряжками. Среди собак-вожаков был и сибирский хаски Балто. Доставляя драгоценную сыворотку, пес развил невероятную скорость. Упряжка передвигалась по тяжелейшему пути, среди снежной бури. Даже люди теряли здесь ориентиры, но Балто сумел выбрать правильную дорогу и в целости привез лекарство в город. Храбрый пес был единодушно признан героем, а в Нью-Йорке ему был поставлен памятник.
После смерти из шкуры Балто сделали чучело, которое находится в Кливленде, в Музее естественной истории.

Памятник утке и утятам

Этот необычный памятник, расположенный около Новодевичьего монастыря, привлекает внимание и детей, и туристов. Эта скульптура изображает главных героев детской книги «Дайте дорогу утятам», написанную американским сказочником Робертом Макклоски. Однако, эти забавные фигурки - не только развлечение для детей, но и символ дружбы между США и СССР. Точно такой же памятник расположен в Бостоне. В 1991 году Москву посетила Барбара Буш - супруга президента США. Она познакомилась с Раисой Горбачевой и подарила ей копию американской скульптуры в знак дружеских отношений.
Книга «Дайте дорогу утятам» так и не была переведена на русский язык.

Памятник лабораторной мыши - память о таких важных животных

Без лабораторных мышей вряд ли был бы возможен научный прогресс. Тысячи этих зверьков участвуют в опытах и экспериментах ученых, подчас весьма жестоких. В 2013 году в новосибирском Академгородке был установлен памятник лабораторной мыши, изображающий стилизованного грызуна в очках, сосредоточенно вывязывающего на спицах молекулу ДНК. Так выражается благодарность миллионам мышей, благодаря которым были сделаны важнейшие открытия в области генетики, биологии, медицины и других наук.

Памятник Коню в пальто

Анекдотичная присказка: «Кто-кто? Конь в пальто!» - воплотилась в необычном памятнике, расположенном в Сочи. Щеголеватый, слегка нахальный конь развалился на кованом стуле, закинув ногу на ногу. В зубах он зажал трубку, а в одной из конечностей держит бокал вина. Образ дополняет пресловутое пальто, темные очки и шляпа. А сделан сей шедевр был всего за пару дней, материалом послужил окрестный металлолом. Скульптура получилась несколько грубоватой, но оригинальной.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Памятники животным
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500