Создателем коллектива была Надежда Надеждина в прошлом артистка классического балета, впоследствии балетмейстер. Первое выступление ансамбля в Москве произвело настоящий фурор! Это было абсолютно не похоже на то, что зрители видели раньше, новый хореографический ансамбль разительно отличался от известных как эстрадных, так и фольклорных коллективов.

Почему именно березка



Первым танцем, с которым дебютировал ансамбль на московской сцене, был именно танец «Березка». Это был народный танец-хоровод, известный в районах Центральной России и в Белоруссии. Исполнялся он во время праздника весенних закличек.
Обязательным его элементом были ветки березы в руках участников – это символизировало весеннее возрождение природы.
. Надежда Надеждина поставила сценический вариант этого танца. Исполнялся он под известную музыку к народной песне «Во поле березка стояла».

Также как и в традиционном хороводе, девушки плавно двигались по кругу, держа в руках платочки и березовые веточки. Особенно поразил зрителей особый скользящий шаг танцовщиц. Одетые в длинные сарафаны в пол, они, казалось, просто стоят на месте, а под ними движется сцена – настолько плавными были их движения. Именно это скольжение по сцене и стало визитной карточкой ансамбля, который получил свое название по своему дебютному танцу.

«Березка» – один из символов России и ее культуры



Название оказалось удачным, прижилось. Действительно, образ русской березки, этого национального символа, как нельзя лучше подходил концепции, которую выбрала Н. Надеждина для своего коллектива. Позже она сформулировала ее так: «В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска — поэтический образ русской девушки… Мы хотим, как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля».

До 1959 года «Березка» была исключительно женским коллективом, и каждый ее номер действительно раскрывал, казалось, самую суть русской женской души. Известны такие номера, как «Лебёдушка», «Прялица», «Цепочка», «Сударушка». Эти танцы были поставлены Н. Надеждиной.
С 1979 года руководителем «Березки» стала М. Кольцова, бывшая его участница. Она продолжила и бережно сохранила традиции коллектива.


Девушки в богато украшенных русских сарафанах и кокошниках продолжают радовать зрителей своим искусством и сейчас. В составе ансамбля – только профессиональные танцовщицы, артистки классического балета. Ансамбль активно гастролирует. Русским красавицам, проплывающим по сцене, словно лебедушки, стройным и гибким как березки, аплодировали в 80 странах мира. И, конечно, этот коллектив можно по праву считать одной из жемчужин русской культуры наряду с балетом или классической литературой.