Вам понадобится
  • - удобное и комфортное для ребенка место,
  • - яркие карточки с картинками,
  • - зеркало,
  • - магнитофон,
  • - 20 минут времени 2-3 раза в неделю.
Инструкция
1
Самые большие проблемы ожидают ребенка при произнесении свистящих (ц, з, с), шипящих (ч, ц, ш, щ) и сонорных (р, л) звуков. Часто, пытаясь не раздражать родителя неправильным произнесением сложного звука, ребенок вообще пропускает его в своей речи. Обязательно используйте в ваших упражнениях зеркало – чтобы ребенок видел, как именно он ставит язык, губы и зубы, и похожи ли его действия на ваши.
2
Начинать отработку произнесения стоит с самой простой методики – подражания. Вы четко и ясно произносите проблемную букву или звук, демонстрируя, как именно нужно поставить язык относительно зубов, нёба, как должны напрягаться мышцы лица, гортани и губ. Повторите несколько раз, очень медленно и спокойно. Лучше обставить это игрой: вы изображает индейца, пришельца или жеманную принцессу – для максимального комфорта ребенка.
3
Также можно попытаться увлечь ребенка, попросив повторить звуки, которые издают животные: например, рычать как тигр (р), жужжать как жук (ж), пищать как комар (з), шипеть как змея (ш). Данная методика хороша тем, что тут задействован не только слух, но и зрение и память, что способствует общему развитию.
4
Если методика подражания не помогла и ребенок, невзирая на корректную постановку языка, не может правильно произнести букву, приступаем к следующей методике – отработке отдельных элементов звуков или слогов. Главное в этой методике – подготовить органы речи к произношению определенных звуков, и в этом поможет артикуляционная гимнастика и артикуляционные упражнения.
5
К таким упражнениям относятся «Часы» (язык работает как маятник, двигаясь из стороны в сторону), «Зубы» (повторять движения зубной щетки языком, оглаживая зубной ряд по часовой стрелке, затем каждый зуб по отдельности), «Конфета» (ребенок втягивает щеки, как если бы сосал вкусную конфету), «Помада» (облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу, как если бы красил помадой, как мама), «Лошадка» (показать ребенку «цоканье», звук, который издают копыта лошади по земле – приставить спинку языка к верхнему небу и с шумом оторвать его обратно), «Змея» (узкий язычок высунуть вперед как можно дальше, удерживать 15 секунд), «Чашка» (широкий язык высунуть наружу, удерживать 15 секунд в виде чашки).
6
Самое главное – чтобы во время ваших занятий ребенку ни на минуту не было скучно. Прививайте ему, что учиться – это всегда весело. Хотя иногда стоит и как следует потрудится. Хвалите его как можно чаще, закрепляя малейшие успехи.
У вас обязательно все получится!