Закон предусматривает, что в случае продажи товара ненадлежащего качества продавец возмещает потребителю в полном объеме убытки, неустойку (пени), вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу последнего, а также моральный вред.

Итак, при обнаружении недостатков товара потребитель может предпринять следующее:

1. Потребовать безвозмездно устранить эти недостатки или возместить стоимость ремонта;

2. Предъявить продавцу требование об уменьшении цены товара;

3. Направить претензию о замене товара;

4. Вернуть товар продавцу и получить назад деньги.

При использовании одного из первых трех вариантов некачественный товар покупатель может оставить себе, но, если продавец потребует его вернуть, товар должен быть ему передан, ведь зачастую ему нужно провести проверку качества или экспертизу товара. При этом все расходы по возврату некачественного товара (транспортировке, погрузке-разгрузке) несет продавец.   

При выборе вариантов действий нужно учитывать свойства самого товара, например, прокисшее молоко, нельзя сделать свежим, поэтому требовать устранения этого недостатка не получиться, можно только потребовать обменять его или вернуть деньги, а также возместить моральный и материальный вред (например, стоимость лекарств при отравлении и т.д.).

Кроме того, следует обращать внимание на то, когда были обнаружены недостатки - в период срока годности или за его пределами. В последнем случае придется доказывать вину продавца в продаже некачественного товара, а в первом- вина продавца предполагается.

Изготовитель или продавец освобождаются от ответственности только, если докажут, что вред причинен из-за непреодолимой силы или покупатель сам нарушил  правила использования, хранения или перевозки товара, о которых был предупрежден.

Кроме того, что потребитель вправе выбрать конкретное требование, он может выбрать  того, кому именного его предъявит:  изготовителю, продавцу или их представителю. Целесообразнее обращаться к тому из них, кто наиболее близок к месту нахождения потребителя, так как предметом спора, как правило, является уже попортившийся  товар, хранить который долгое время невозможно.

Вернуть деньги покупателю продавец обязан в течение 10 дней со дня предъявления такого требования. Если потребитель хочет обменять товар, то это должно быть сделано в течение 7 дней. Если продавец не укладывается в эти сроки, по суду с него можно взыскать неустойку (пеню) в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.