Инструкция
1
Общее правило определения территориальной подсудности заключается в том, что иск подается в суд по месту жительства или нахождения ответчика. Чтобы определиться с конкретным судом, нужно на сайте выбранного судебного органа найти раздел - "Территориальная подсудность". В данном разделе будет указано, какие адреса проживания или места нахождения подсудны для него.
2
ГПК РФ предусматривает для истца возможность самостоятельно выбрать суд в следующих случаях. Когда вы не знаете адрес проживания ответчика, или он живет за границей, то иск можно подать по последнему адресу проживания ответчика, который вам известен, или по адресу нахождения его имущества.

Если вы хотите взыскать алименты или установить отцовство, то можно подать иск и по месту своего жительства.

Дела о разводе могут быть рассмотрены в суде по месту нахождения истца, если с ним проживает несовершеннолетний ребенок, или истцу трудно выехать к месту жительства ответчика в связи с плохим состоянием здоровья.

На нарушение потребительских прав можно пожаловаться в суд по месту жительства истца, по месту заключения или исполнения договора.
3
Закон предусматривает для ряда дел исключительную подсудность. Например, при споре о недвижимости иск нужно предъявлять в суд по месту её нахождения. Если вы имеете исковые требования к наследодателю, то иск подается в суд по месту открытия наследства. Разрешение спора, который возник в рамках договора перевозки, происходит в суде по месту нахождения перевозчика.
4
Если стороны соглашения договорились о том, в каком суде будут рассматриваться споры между ними, то необходимо обращаться в этот суд. Исключение составляет те споры, для которых законом установлена исключительная подсудность.
5
Для связанных между собой дел предусмотрены следующие правила. Если в деле несколько ответчиков и они проживают в разных местах, то обращаться в суд необходимо по месту жительства одного из них. Если вам необходимо заявить встречное исковое требование, то необходимо обращаться в тот же суд, который рассматривает первоначальный иск.