С чего начать?



Начинать подбор аккордов нужно, конечно, с прослушивания песни. Постарайтесь определить, в мажорной тональности она написана или в минорной. Мажор звучит светло и радостно, минор – грустно. Вам может встретиться и произведение, одна часть которого написана в мажоре, а другая – в миноре. Лучше всего записать текст и пометить, где заканчивается одна тональность и начинается другая. Очень важно определить, на каком звуке заканчивается песня. В подавляющем большинстве произведения популярной музыки оканчиваются на тонике. Таким образом вы узнаете название тональности.


Гармонические последовательности



Начинающему музыканту могут оказаться чрезвычайно полезны определитель аккордов и таблица последовательностей аккордов. В последнее время все более популярными становятся электронные таблицы гармонических последовательностей. Они есть, например, в программе GuitarPro и ее аналогах. Чтобы подобрать аккорды, вам достаточно найти нужную тональность и посмотреть, какие последовательности с ней связаны.

Полезно также запомнить обозначения тональностей. В цифровках их обычно обозначают латинскими буквами, начиная с ноты «ля», которая обозначается как А. Далее следует нота «си», которая в международных таблицах обозначается как В, а в старых российских – как Н (поскольку в этой системе В – си-бемоль). Звук «до» обозначается как С, и далее все звуки звукоряда – согласно латинскому алфавиту. Диез и бемоль обозначают соответствующими знаками. По таблице последовательностей вы найдете все аккорды, которые применяются в данной тональности. Прослушайте еще раз песню и отметьте места, где один аккорд должен сменяться другим.

Основные аккорды



Если под рукой нет определителя и таблицы последовательностей – постройте гармонию самостоятельно. Первым будет тонический аккорд, далее – субдоминантовый, доминантовый и снова тонический. Это и есть знаменитый гитарный «квадрат». Субдоминантой называется четвертая ступень гаммы, доминантой – пятая.

В ля-миноре субдоминантой будет звук «ре», доминантой, соответственно, «ми». Чтобы построить тоническое трезвучие, определите большую или малую терцию (в зависимости от того, мажор у вас или минор). Так, в ля-мажоре первый звук аккорда будет «ля», второй – «до-диез», третий – «ми». В ля-миноре второй звук аккорда, отстоящий от нижнего на малую терцию, будет чистым «до». Таким же образом постройте трезвучия на четвертой и пятой ступенях. На этих аккордах уже можно сыграть довольно много песен. Если же к ним добавить еще доминантсептаккорд (к трезвучию на доминанте добавляется еще малая терция), получится почти полный набор. При этом на первом этапе достаточно освоить аккорды в одной тональности. Если же петь вам в ней неудобно, используйте каподастр, которые дает возможность брать все аккорды в одной и той же позиции.