Учение об идеях



Объектом исследования для Платона является реальность, осознаваемая как противоположность чувственно воспринимаемому миру. Он называет ее эйдосом, то есть идеей или видом. Познать ее человек способен лишь посредством ума, который для Платона становится единственно изначальным и бессмертным в людях. А все материальное предстает в воплощении идеального проекта. Платоновской идеей можно назвать само объективное бытие или образ бытия.


По А.Ф. Лосеву идея есть видимая умом сущность вещи. При этом идея несет в себе смысловую энергию бытия и становится чем-то большим, чем теоретическое описание вещи. Исследователи многие годы старались уловить смысл и значение платоновских идей, со временем выделились четыре основных истолкования:
- абстрактно-метафизическое (Целлер): идеи как гипостазированные понятия;
- феноменологическое (Фуйе, Стюарт): идеи как наглядно данные художественные объекты;
- трансцендентальное (Наторп): идеи есть логические методы;
- диалектико-мифологическое (Наторп позднейшего периода, Лосев в ранних работах): идеи являются скульптурно-смысловые изваяниями, насыщенными магическими энергиями, или попросту боги (в известном аспекте).

Эти истолкования были сформулированы в 1930 году. Поэтому фактически анализ идей Платона по сей день остается интересным для философии. Он может явить исследователю массу эстетический суждений, проанализировать и объяснить их не представляется возможным без четко сформулированных ориентиров, основанных на логической ясности.

Идеальное государство



Продолжая следовать своей концепции идей, Платон первым в философии пытается дать пояснения вечному спору индивидуальной добродетели и общественной справедливости. Его учение, посвященное данной проблематике, получает название «идеальное государство».

Во время кризиса афинской демократии философу удается найти свои причины надлома в устройстве государственного механизма. Он определяет три основных добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Этим добродетелям, по мнению мыслителя, нужно быть выстроенными в иерархическом порядке, чтобы при достижении справедливости в идеальном государстве царило благо. При этом государственная власть должна быть сосредоточена в руках философов, а военное сословие должно обеспечить внутреннюю безопасность государства. Крестьянам и ремесленникам нужно отвечать за производство материальной продукции. Такому построению общества могут помешать четыре вида организации государственной власти: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Основным посылом в поведении людей при этих формах организации власти материальные потребности. Поэтому они не могут способствовать созданию идеальной формы власти.