Совет 1: Естественные науки: история возникновения

Каждая из наук, относимых к типу естественных, имеет различные истории возникновения и развития, поэтому для выяснения этого вопроса обыкновенно изучается история естествознания как дисциплины, в общем. Но главным принципом отношения определенных сфер научного знания к «естественному» является изучение природных явлений, а не человеческого социума.

Науки, относимые к «естественным»

Базовый перечень подобных дисциплин выглядит следующим образом – физика, химия, биология, астрономия, география и геология.

Но с течением времени отдельные области данных наук соприкасались, в результате чего образовывались следующие дисциплины – геофизика, астрофизика, биохимия, химическая физика, геохимия, метеорология и многие другие. С течением времени они перестали считаться побочными и уже воспринимаются как вполне самостоятельные.

Интересно и то, что в данный список обыкновенно не включается математика, относимая, вместе с логикой, к разряду «формальных» дисциплин, методология которых в корне отличается от разряда «естественных».

История естествознания

Согласно официальной истории данной дисциплины, она появилась еще более 3 тысяч лет назад, когда древние философы выделили три различных науки – физику, биологию и географию. Затем, казалось бы, довольно бытовые и прозаичные вещи, дали начало и другим дисциплинам. Например, торговые отношения и мореплавание – географии и астрономии, а совершенствование технических условий – физики и химии.

В дальнейшем, уже в позднем Средневековье, датирующемся 14-15 веками, ученые предприняли попытку основательного пересмотра былых античных представлений и стали создавать так называемые «новые» естественные дисциплины. К этому же времени относится и возникновение азов современной биологии.

Основной причиной такого пересмотра существующей картины мира в Средние века стала попытка совмещения аристотелевского учения с христианством. Такая попытка потерпела крах, в результате чего ученые были вынуждены отказаться от аристотелевых догматов, что стало пусковым механизмом возникновения идей о существовании пустоты, бесконечности природы, бесконечного пространства, неидеальности небесных тел и общей возможной иррациональности.

Первым теоретиком естествознания в конце уже 16 века стал англичанин Фрэнсис Бэкон, который привел теоретическое обоснование существовавшей научной методики в своем труде «Новый органон». А в дальнейшем выдающиеся открытия Декарта и Исаака Ньютона, которые были построены не на умозрительном предположении, а на экспериментальном знании, окончательно разорвали «пуповину», связывающую научный мир с античной древностью. Кульминацией данных изменений в 1687 году стал объединенный труд «Математические начала натуральной философии» с публикациями Паскаля, Браге, Лейбница, Кеплера, Бойля, Брауна, Гоббса и многих других.

Совет 2: Как зародилась география как наука

Современная география – это целый комплекс естественных и общественных наук. На сегодняшний день учеными накоплен большой объем знаний о Земле, а наука география имеет собственную, длинную и интересную, историю зарождения.

География в древности

Географию можно считать одной из самых древних наук, потому что никакие другие знания не были так важны человеку, как знания об устройстве окружающего мира. Умение ориентироваться на местности, искать источники воды, убежища, предсказывать погоду – все это было необходимо человеку для выживания.

И хотя прообразы карт – рисунки на шкурах, изображающие план местности – были еще у первобытных людей, география долгое время не являлась наукой в полном смысле. Если наука формулирует законы явлений и отвечает на вопрос «почему?», то география на протяжении длительного периода своего существования скорее стремилась описать явления, то есть ответить на вопросы «что?» и «где?». Кроме того, в античности география была тесно связана с другими науками, в том числе и гуманитарными: нередко вопрос о форме Земли или ее положении в солнечной системе носил в большей степени философский, чем естественнонаучный характер.

Достижения древних географов

Несмотря на то, что у древних географов было не так уж много возможностей экспериментально исследовать разнообразные явления, определенных успехов им все-таки удалось достигнуть.

Так в Древнем Египте, благодаря регулярным астрономическим наблюдениям, ученые смогли весьма точно определить продолжительность года, также в Египте был создан земельный кадастр.

Множество важных открытий было совершено в Древней Греции. Например, греки предположили, что Земля имеет форму шара. Существенные аргументы в пользу этой точки зрения высказал Аристотель, а Аристарх Самосский впервые обозначил приблизительное расстояние от Земли до Солнца. Именно греки стали использовать параллели и меридианы, а также научились определять географические координаты. Философ-стоик Кратет из Маллы впервые создал модель глобуса.

Древнейшие народы активно исследовали окружающий мир, отправляясь в морские и сухопутные путешествия. Многие ученые (Геродот, Страбон, Птолемей) пытались систематизировать в своих трудах имеющиеся знания о Земле. Например, в труде Клавдия Птолемея «География» были собраны сведения о 8000 географических названиях, а также указывались координаты почти четырехсот точек.
Также именно в Древней Греции наметились основные направления географической науки, которые впоследствии были развиты многими талантливыми учеными.
Видео по теме

Совет 3: Какие философы оставили след в истории человечества

Становление философии связано с накоплением и обобщением знаний о природе, обществе и мышлении. Многовековая история развития этой науки дала миру множество незаурядных мыслителей. Не все из них создали стройные и всеобъемлющие теории, но каждый из философов оставил заметный след в истории науки.
Инструкция
1
Одним из первых философов древности был Аристотель. В круг его интересов входили физика, логика, политика, психология и логика. В области философии этот ученый предпринял попытку создать всестороннее учение о началах мира, к которым он относил материю, ее форму, причинные механизмы и цель бытия. Очень многие философские принципы и понятия, открытые и введенные в науку Аристотелем, использовали его более поздние последователи.
2
Свою собственную философскую школу основал древнегреческий философ Платон. Будучи типичным представителем идеалистического направления в науке о человеческой мудрости, он искал пути устранения зла и страданий, сопровождавших жизнь людей. Платон призывал правителей изучать философию, поскольку только накопленная этой наукой мудрость позволяет правильно распоряжаться судьбами людей и править государством.
3
Философские воззрения Гераклита положили начало возникновению идеи о том, что мир находится в постоянном движении. Этому греческому философу принадлежит изречение, что в одну и ту же реку войти дважды невозможно. Основой развития философ считал гармоничное движение огненных частиц.
4
Основоположником всей современной философии историки науки считают француза Рене Декарта. Он тщательно изучал естественные науки, создал аналитическую геометрию, открыл названный его именем метод координат. Декарт был приверженцем философского дуализма, определяя его как власть человеческого разума над телесной оболочкой. Силу человечеству, полагал философ, дает только нескончаемая власть разума. Мысль Декарт считал основой существования.
5
Философское обоснование идеи свободы дал английский мыслитель Джон Локк. Его по праву считают основоположником принципов либерализма и гуманизма, которые положены в фундамент современного западного общества. Все люди, считал этот философ, от природы имеют равные права перед законом. Современная гносеология и социальная философия обязаны своим становлением именно Локку.
6
Основы принятого в современном естествознании научного метода был заложены английским философом Фрэнсисом Бэконом. Отказавшись от политической карьеры, ученый всецело погрузился в исследование природных явлений, которые постарался обобщить с позиций философского знания. Бэкон был убежден, что философия должна быть отделена от теологических концепций.
7
Немецкий философ Иммануил Кант прославился своим трудом «Критика чистого разума». Это одна из самых значительных философских работ, в которой получили развитие идеи о познании. Философ предпринял попытку соединить рациональные и эмпирические способы получения знаний об окружающей человека действительности. Взгляды Канта легли в основу классической немецкой философии.
8
Вершиной классической философии стали исследования Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Творчески развив высказанные предшественниками идеи о развивающемся мире, он основал свой собственный диалектический метод. Согласно взглядам Гегеля, все явления действительности закономерно проходят через этапы зарождения, становления и угасания. Стройная и логически безупречная система гегелевской диалектики, имевшая своим основанием идеализм, впоследствии стала фундаментом диалектического материализма.

Совет 4: Конфликты: как не допускать их возникновения

Конфликт - это столкновение противоположных мнений, интересов и взглядов. Он призван способствовать удовлетворению потребностей. В конфликтной ситуации каждая сторона стремится добиться своей цели и решения своих задач.
Основные причины семейных конфликтов: - неудовлетворенная потребность в самоутверждении;- стремление супругов реализовывать в браке личные потребности;- неумение общаться друг с другом;- чрезмерные материальные амбиции;- наличие завышенной самооценки;- несовпадение взглядов на воспитание;- несовпадение представлений о роли мужа, жены, отца, матери и так далее;- разные типы темперамента;- нежелание вести диалог;- половая холодность одного из супругов;- ревность одного из супругов;- супружеская неверность;- вредные привычки.Специалисты по менеджменту выделяют следующие причины конфликтов в коллективах:1. Ограниченность ресурсов. Материальные, финансовые и трудовые ресурсы всегда ограничены. Задачей руководителя является оптимальное распределение их между различными структурными подразделениями организации. Но, так как сделать это достаточно трудно ввиду условности критериев распределения, такая ограниченность ресурсов неизбежно приводит к различного рода конфликтам.2. Взаимозависимость задач. Все предприятия состоят из взаимозависимых элементов, то есть, работа одного сотрудника зависит от работы другого. Если отдельный работник или одно подразделение работают несоответствующим образом, то такая взаимозависимость может стать причиной конфликта.3. Различия в представлениях, целях и ценностях. Обычно в организационных структурах со временем наблюдается процесс специализации, то есть, деятельности в узкой сфере. В результате этого, прежние структурные подразделения начинают делиться на более мелкие специализированные единицы. Такие структуры формулируют новые цели и начинают уделять основное внимание их достижению, что увеличивает вероятность конфликтов.4. Различия в жизненном опыте и манере поведения. Люди отличаются друг от друга. Встречаются излишне агрессивные, авторитарные личности, безразличные к другим. Именно такие чаще всего провоцируют конфликты. Различия в опыте, образовании, стаже работы, возрасте увеличивают возможность столкновений.5. Неудовлетворительные коммуникации. Возникновению конфликта могут способствовать информационные перегрузки, неудовлетворительная обратная связь, искажение сообщений. Сплетни в коллективе придают особую остроту конфликту. Они могут действовать как катализатор, мешая отдельным работникам понять реальную ситуацию. Другие распространенные проблемы передачи информации - недостаточно четко разработанные должностные обязанности сотрудников, предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Источники:
  • Конфликты в коллективе: зло или благо
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500