Дислексия у детей


Эта патология обычно диагностируется у детей в процессе обучения их чтению. Ребенок постоянно находится на глазах у матери или педагога, поэтому стойкие речевые ошибки становятся заметными очень рано.

Дислексия обусловлена тем, что высшие психические функции развиты не в полной мере, поэтому и возникают трудности с узнаванием букв, с ассоциированием буквосочетаний с определенным предметом. Дислексия может выражаться в трудностях в «узнавании» букв и слов, в проблемах восприятия звуков, в нарушении понимания прочитанных слов. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией — стойкими нарушениями письменной речи.


Если у ребенка обнаружилось нарушение чтения, нужно набраться терпения и родителям, и педагогу. Избавление от дислексии — процесс длительный и трудоемкий. Не нужно кричать на ребенка и нервничать из-за его неудач, ведь такие дети часто начинают протестовать и заниматься отказываются.

Дислексия у взрослых



Современное взрослое население словно бы миновало дислексию, и поэтому кажется, что у взрослых ее нет. Но это не так. Просто нынешние взрослые успели преодолеть кризис младшего школьного возраста, когда проблемы были очевидны. А в трудовой деятельности частое и обширное чтение зачастую не нужно. Однако это не значит, что бороться с дислексией не следует.

Поскольку взрослые состоявшиеся люди воспринимают критику обостренно, с ними необходимо быть едва ли не мягче и тактичнее, чем с детьми. В противном случае пациент уйдет в психологическое отрицание, и все усилия по борьбе с проблемой сойдут на нет.

Упражнения при дислексии



С такой проблемой, как дислексия, обязательно наблюдение у логопеда. Логопед — это специалист по речевым нарушениям. Он подберет подходящие упражнения для развития речи и правильного чтения. Какие-то упражнения логопед будет сам отрабатывать с ребенком, а какими-то будут заниматься родители.

1 — внимательно рассмотреть и запомнить 8-10 картинок;
2 — найти фигуру среди подобных ей;
3 — найти букву среди других букв;
4 — придумать слова, чтобы искомая буква находилась в начале слова, в середине слова или в конце;
5 — выделять в слове количество слогов;
6 — придумать предложение с определенным количеством слов;
7 — составить ряд слов, чтобы каждое последующее слово начиналось на последний звук предыдущего;
8 — прочесть слитно слова, представленные разделенными наборами букв или слогов;
9 — выбирать предложения и словосочетания с правильным порядком слов;
10 — образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов;
11 — подробно разъяснять значения слов;
12 — диктанты или устные повторения небольших текстов.

Несмотря на кажущуюся трудность, борьба с дислексией очень интересна и познавательна для детей. Занятия, проводимые в форме игры, не дают ребенку устать или заскучать.