Совет 1: Хлеб - всему голова

У русского народа издревле было много пословиц и поговорок о хлебе. «Хлеб – всему голова», «Будет хлеб – будет и обед», «Горек обед без хлеба», «Не в пору обед, как хлеба дома нет», «Без хлеба и медом сыт не будешь» - эти и многие другие присказки говорят о трепетном отношении к этому продукту. Почему же именно хлеб считается такой важной составляющей рациона?
Подберите свой рецепт
+
-

Чем полезен хлеб?

Ученые-диетологи пришли к интересному выводу: оказывается, обыкновенный хлеб содержит в себе практически все необходимые человеку полезные вещества. Это белки, углеводы; витамины А, Е, витамины группы В; большое количество солей и минералов – селена, магния, марганца, кремния, кобальта, цинка, хлора, натрия, калия, железа, фосфора; и еще много микро- и макроэлементов и клетчатка.

При помощи одного лишь хлеба человек почти на 50% удовлетворяет суточную потребность в углеводах, на 1/3 – в белках, более 60% - в солях фосфора, кальция, железа и витаминах группы В. Хлеб является источником примерно 30% суточной нормы калорий.

Какой хлеб выбрать?

Действительно, при сегодняшнем изобилии разных сортов этого продукта, очень трудно остановить свой выбор на каком-то одном виде. Конечно, у многих сложился уже свой вкус – кто-то берет исключительно ржаной хлеб, кто-то – пышные булки, а кто-то – только цельнозерновой хлеб или хлеб с отрубями.

Однако какой бы сорт вы ни выбрали, всегда обращайте внимание на корочку. Именно она является самой полезной составляющей в хлебе. Наверняка многие из вас в детстве, неся домой свежий, горячий батон, не могли удержаться от соблазна отгрызть хрустящую корочку. Интуитивно вы понимали ее полезность, ведь именно корка является источником антиоксидантов и содержит большее количество полезных соединений, чем мякиш. Полезные свойства корочки помогают противостоять развитию склероза и многих разновидностей онкологических заболеваний.

Но не любая корка полезна: этими свойствами обладает лишь хорошо пропеченная, светло-коричневого цвета. А вот недопеченная или, наоборот, подгорелая корка может отрицательно сказаться на здоровье, особенно у людей с проблемами желудочно-кишечного тракта.

Польза хлеба при различных заболеваниях

Людям, страдающим от различных заболеваний, врачи-диетологи рекомендуют потреблять в пищу разные виды хлеба. Так, например, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний лучше всего подходит хлеб пшеничный первого и второго сорта, а также с отрубями, с йодом или с лактозой.

При атеросклерозе наибольшую пользу принесет хлеб, имеющий в составе сою или гречневый продел – эти элементы помогают в значительной степени снизить уровень холестерина в крови. При заболеваниях желчевыводящих путей и нарушениях функций печени рекомендуется употреблять в пищу хлеб с йодом или морскими водорослями.

Совет 2: Откуда пошло выражение "Хлебом не корми"

В русском языке есть значительный пласт лексики, который можно отнести к исконной русской фразеологии. Это такие выражения, как «ни рыба ни мясо», «как у Христа за пазухой», «губа не дура», «хлебом не корми» и др. Использование таких выражений в современном русском языке свидетельствует об их смысловой значимости для сознания носителей русского языка.

Откуда пошло выражение «Хлебом не корми»

Этимологи указывают на то, что сочетания со словом «хлеб» входит в состав половины русского национальногофольклорного наследия, представляющего собой важнейший пласт лексики в языке. Это связано с тем, что хлеб является не только распрастраненным продуктом питания, но и является неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Исторические корни фразеологизма

Для того чтобы понять историю выражения «Хлебом не корми», достаточно вспомнить, что во времена Древней Руси хлеб имел сакральное значение. Ни в одной стране мира хлебу не придавали такое значение. Хлеб - основа русского стола. Слово хлеб имеет древнейшее происхождение и этимологически связан с земледельческой культурой древних славян. В последствии это слово расширило семантическое наполнение и «хлебом» стали называть пищу в целом: «Без хлеба куска везде тоска», «Хлеб – всему голова», «На чужой каравай хлеб не разевай» и т.д. В русском национальном фольклоре хлеб выступает как символ мира, любви, сытой жизни и плодородия. От хлеба было не принято отказываться за столом и категорически запрещалось выбрасывать оставшийся хлеб. Поэтому выражение «Хлебом не корми» обозначает крайне высокую степень желания человека к чему-либо, обычно какому-нибудь занятию, которым он стремится заниматься. Стремление осуществить задуманное должно быть сильнее чувства голода. То есть человек готов отдать предпочтение тому, что в данный момент имеет для него колоссальную значимость.

Словарная справка

Выражение «Хлебом не корми» было зафиксировано в Сборнике образных слов и иносказаний в 1904 году: «хлебом (кашей, медом) не корми (иноск.) — от всего, даже от хлеба готов отказаться ради излюбленного предмета». Словарная помета «иноск.» говорит о том, что выражение «Хлебом не корми» в начале XX века оформилось в самостоятельный фразеологизм.

В Толковом словаре С.А. Кузнецова фразеологизм «Хлебом не корми» рассматривается во взаимосвязи с переносным значением слова «хлеб». Хлебом не корми – «(разг.) ничего не надо кому-л., только бы иметь возможность получить, осуществить желаемое». По словарной помете можно определить, что выражение активно употребляется в разговорном стиле речи.

В современных толковых словарях фразеологизм «Хлебом не корми» связывают со способностью человека совершать альтруистические поступки независимо от обстоятельств. За свою многовековую историю выражение «Хлебом не корми» не утратило своего исконного значения.

Пословицы и поговорки с выражением «Хлебом не корми»

Хоть чертом зови, да хлебом корми!
Хоть как ни зови, только хлебом корми!
Хлебом не корми, только с печи не гони!
Иного хлебом не корми, только с печи не гони!

Исследователи-этимологи отмечают, что со временем возможен рост фразеологизмов, в основу которых входит слово «хлеб». До сих пор хлеб для русских – это душа стола!
Источники:
  • Фразеология. ру
  • Сайт о русском языке и литературе

Совет 3: Почему хлеб назвали хлебом

Хлеб – всему голова. Именно он испокон веков является неотъемлемым продуктом обеденного и праздничного стола. Ароматный свежеиспеченный хлеб ассоциируется с теплотой родного очага и остается добрым другом человека на всю жизнь.
Инструкция
1
Великое открытие хлеба произошло еще в глубокой древности более 15 тысяч лет назад. Именно в те времена человек начал впервые собирать и культивировать хлебные злаки, которые сегодня называются пшеницей, рожью, овсом и ячменем. Сначала люди ели зерна исключительно в сыром виде. После того как они стали растирать их между камнями смешивая с водой, хлеб приобрел вид жидкой каши. Тогда-то и появились первые мельничные жернова, мука и, соответственно, хлеб.
2
Позже, научившись добывать огонь, человек стал использовать его в приготовлении пищи. После этого было совершено еще одно открытие. Дело в том, что человек придумал поджаривать измельченные зерна перед смешиванием их с водой. После чего убедился, что каша приготовленная таким способом является наиболее вкусной, чем та, которую он ел до этого. Такую зерновую пищу первобытные люди ели до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб в форме лепешек из густого зернового теста. Именно с появлением таких плотных кусочков зерновой каши и началась эпоха выпечки хлеба.
3
Древние египтяне искусно владели мастерством разрыхлять тесто методом его брожения, при этом используя хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии. В результате такого процесса в тесте накапливаются органические соединения, которые под влиянием высоких температур в момент выпечки придают хлебу несравненный вкус и аромат, делая его пышным и легким. Мастера Древней Греции выпекали множество сортов хлеба, используя, как правило, пшеничную муку. А из муки грубого помола изготавливался хлеб недорогих сортов, который являлся пищей для простого народа.
4
По мнению ученых, слово «хлеб» берет свое начало от древнегреческого языка. Именно греческие мастера производили выпечку этого продукта в горшках определенной формы, которые назывались «клибанос». Вследствие этого возникло готское слово «хлайфс», которое прочно вошло в языковую культуру древних германцев, славян, а также многих других народов. Со временем это название снова поменялось, в результате произошло слово «хлайб», которое созвучно слову «хлеб».
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500