Инструкция
1
Прямая речь является одним из основных способов передачи чужой речи. Она представлена в одном или нескольких предложениях, где пишущий дословно воспроизводит речь другого человека от его лица. При этом сохраняются все грамматические, синтаксические и стилистические особенности чужой речи. Прямая речь может служить для выражение речи другого человека или произнесенной раньше речи самого пишущего.
2
Обычной прямой речи сопутствуют слова автора, комментирующие то, кем и каким образом была произнесена фраза. Слова автора являются главным средством включения чужой речи в текст, поскольку в остальном прямая речь остается неизменной и не подвергается перестройке языковых конструкций, как это происходит, например, в косвенной речи.
3
Слова автора бывают выражены глаголами, обозначающими процесс говорения («спросил», «ответил», «прокомментировал», «закричал») или мышления («подумал», «решил»). Это могут быть также глаголы, которые описывают сопутствующее действие («улыбнулся», «хлопнул себя по лбу», «подмигнул»). Иногда глаголы заменены отглагольными существительными с тем же значением. Слова автора предшествуют прямой речи, следуют за ней или располагаются внутри нее.
4
От того, как располагаются в тексте слова автора, зависит постановка знаков препинания в тексте, где присутствует прямая речь. Если предложение начинается со слов автора, после них ставится двоеточие, а сама прямая речь выделяется кавычками. В случае, когда авторский комментарий находится после нее, прямая речь также заключается в кавычки и оканчивается тире. При этом точка и запятая в конце прямой речи ставятся за пределами кавычек, а многоточие, восклицательный и вопросительный знаки находятся внутри них.
5
Более сложной является ситуация, когда слова автора делят прямую речь на две части. Если она выражена одним предложением, то расстановка знаков препинания может быть выражена схемой «П, - а, - п./?/!», где «а» – это слова автора, а «П» –прямая речь. Когда передача чужой речи осуществляется при помощи двух предложений, схема выглядит так: «П,/?/! - а. – П./?/!».