Совет 1: Мифы и легенды о китах

Издавна эти исполинские животные вызывали благоговейный страх у людей. В старину китами назывались все морские чудовища, которые поражали своими огромными размерами. В старинных легендах, рассказывающих о строении мира, китам отведена главная роль.

Киты — опора Земли

Древние славяне утверждали, что наша Земля, плавающая среди безбрежной водной глади, имеет плоскую форму. По преданиям, ее удерживают на себе три огромных кита, а помогают им нести свою нелегкую ношу еще тридцать маленьких собратьев.

По другим, более ранним версиям, Землю сначала держали на своих спинах семь китов, но со временем их ноша отяжелела от греховных поступков, которые совершали люди. Не выдержав большого веса, четыре кита уплыли в бездонную пучину. Три оставшихся животных, как ни старались, но не сумели воспрепятствовать затоплению большей части земельных угодий. Именно по этой причине и возник известный Всемирный библейский потоп. По другой версии, китов изначально было всего четыре. После гибели одного из них, почти вся суша ушла под воду. Считается, что если оставшиеся киты погибнут, то придет конец света.

Легенды северных широт

Как никто другой, китами восторгались народы севера, например исландцы и норвежцы. В Норвегии средневековья даже была выпущена небольшая книжица с названием «Королевское зеркало», где все киты были разделены на добрых и злых. Добрые и миролюбивые киты всегда приходят в тяжелые минуты шторма или крушения корабля, спасая тонущую команду, злые же нарочно топят суда и пожирают людей. Именно злые киты чаще всего становятся главными героями исландского эпоса, например, там встречаются нарвал, кит-лошадь, красный кит и кит-свинья. Все злые киты обязательно были агрессивные и жадные. Всю свою жизнь они бороздят просторы океанов в поисках заблудших кораблей. При виде своей жертвы злой кит неожиданно высоко выпрыгивает из морской пучины и обрушивается сверху на судно, мгновенно круша его на мелкие обломки.

Очень часто огромные киты мореплавателями воспринимались за острова в океане. По одной из легенд, один ирландский монах-бенедиктинец бросился искать землю обетованную. Плывя на своем паруснике по Атлантическому океану, он внезапно заметил слева по борту таинственный остров, который на самом деле являлся спиной мирно спящего кита. Монах со своей командой высадился на сушу. Воздав благодарственную молитву Богу и немного отдохнув, они вернулись на корабль и продолжили свое путешествие. Но самое интересное заключается в том, что спящий кит при этом даже не почувствовал непрошеных гостей, гуляющих по его собственной спине.

В исламе это животное обитает в мусульманском раю, а у христиан кит считается посланником самого дьявола.

Совет 2: История Барнаула: городские легенды

Легенды города Барнаула романтичны и таинственны. Они тесно связаны с историей города, а некоторые из них даже легли в основу рассказов и таинственных повестей, написанных великими российскими писателями. А все потому, что ни одна городская легенда не появится не на пустом месте. И барнаульские легенды тому подтверждение.

История Барнаула: легенда о Голубой даме

Таинственная и давно известная барнаульцам легенда, пересказанная писателем Алтая Марком Юдалевичем.

Современное здание администрации города Барнаула очень старинное. Раньше в нем проживал начальник Колывано-Вознесенского горнодобывающего округа. По историческим справкам, имя горного инженера - Петр Кузьмич Фролов. Он проживал в этом доме в начале 19 века. Будучи в почетном возрасте он женился на юной девушке. На одном из балов молодая жена танцевала с приезжим инженером.

Ревнивый муж грубо схватил жену за руку и насильно привел в подземелье своего дома. Где ее и замуровали по приказу мужа-ревнивца. Барнаульцы поговаривают, что Голубая дама – неприкаянная душа этой непохороненной девушки – по ночам появляется ночью и в здании, и на улицах неподалеку от администрации и вальсирует.

История Барнаула: легенда о Демидовe

Основание Барнаула строительством медеплавильного завода – дело рук Акинфия Демидова, который в середине 18 века получил земли в аренду от государства. Жизнь его, безусловно, не без домыслов и легенд пересказывается жителями Барнаула.

По легенде о Демидове, он тайно выплавлял серебро на алтайских заводах. Это обнаружилось государством и все конфискованное богатство передано в казну. Разъяренный Демидов проклял свои заводы на смертном одре. С тех пор в мае месяце в районе, где стояли заводы, периодически случаются бедствия. В 1917 в этом районе произошел сильный пожар, унеся жизни десяткам людей, весной 1973 года из-за сильного разлива Оби здесь же произошло наводнение, а много позже, в конце 20 века, опять же в мае, сгорели гостиница «Империал» и здание БТИ, выстроенные на месте старого демидовского завода. Вероятно, эту легенду могли придумать и сами барнаульцы, чтобы как-то объяснить несчастья. Впрочем, история Барнаула содержит еще много интересных легенд.

История Барнаула: Дунькина роща

Красивые легенды о покойных девушках, вероятно, очень занимают барнаульцев. В 1990 году алтайский писатель Владислав Козодоева написал повесть о Дунькиной роще под названием «Мы из легенды, или Жуткая тайна барнаульского топонима». Роща, располагавшаяся от бывшего Нагорного кладбища, нынешнего парка ВРЗ, до поселка Гоньба, давно уже вырублена. А легенда настойчиво повторяется барнаульцами из уст в уста.

Роща стала называться Дунькиной после несчастья - там покончила с собой крестьянка Евдокия в 1904 году. До сих пор неизвестно, добровольно она ушла из жизни или ей помогли. С того времени барнаульцы, живущие неподалеку или прямо на месте Дунькиной рощи, видят призрак юной девушки. Сегодня от той рощи осталось только пару деревьев в самом центре Барнаула – около корпуса «В» Алтайского государственного технического университета. Кстати, на основании этой истории даже был снят телесериал на Западе «Рука ЧК».

История Барнаула: проклятый особняк на Горького

Двухэтажный старинный особняк из кирпича на улице Горького так и называют в Барнауле «проклятым». Там и сегодня можно увидеть замурованную кирпичом балконную дверь на втором этаже здания. По легенде Барнаула, во время ремонта при сносе стены в подвале в 1929 году был обнаружен скелет мужчины. Сразу бросилось в глаза, что череп проломлен, много зубов выбито.

В конце 19 века в этом самом «проклятом» особняке проживали два братья. Они жили не очень мирно, поскольку постоянно боролись друг с другом за любовь француженки-горничной. Однажды младший брат якобы уехал на ярмарку в другой город и бесследно исчез. Газетчики обвиняли банду Гришки Меченого, в то время очень опасную для путешественников.

Но, скорее всего, дело было иначе. Темным дождливым вечером во время драки старший брат жестоко убил парня, затем замуровал в стену подвала.

Спустя время покойник начал являться к убийце: в дождливые ночи на балконе появлялся его образ с выбитыми зубами, в крови и искалеченный. Так сошел с ума брат-убийца, не удержал сбежавшую любовь-француженку и умер в муках от тяжелого нервного расстройства.

История Барнаула: подземные барнаульские тоннели

Как известно, в Барнауле никогда не было и даже не начиналось строиться метро. История Барнаула содержит лишь строительство нескольких подземных тоннелей. Известные корпуса, связанные многочисленными подземными переходами – здания Алтайского государственного технического университета. Однако, по легендам Барнаула, это не единственные здания с тоннелями. Хотя легенда фактически не имеет подтверждений и каких-либо оснований.

До наших дней многие уверены, что здание Дворца бракосочетаний и соседнее строение под землей имеет коридор, в котором в начале 20 века расстреливали людей. В самих подвалах этих двух зданий в заточении заключенные ожидали свой приговор. Именно благодаря этому и сегодня можно встретить в ночное время в этих зданиях приведения.

Про туннели в Барнауле много мифов: некоторые уверены, что есть туннель под ЦУМа – от Железнодорожного до Речного вокзала, да такой ширины, что прошли бы два грузовика. А некоторые мифотворцы выдумали тоннель под рекой Обь, который ведет на другой берег.

Источники:
  • легенда барнаул
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500