Совет 1: Происхождение демократии

Демократический общественный строй распространен в современном обществе более, чем какой-либо другой. У демократии есть недостатки, но на данный момент страны, где органы власти избираются путем голосования, а важные государственные вопросы решаются на референдумах, являются наиболее свободными и развитыми, уровень благосостояния населения в них сильно превышает тот, что имеется в автократических странах.

Демократия впервые зародилась в греческом полисе (городе-государстве) Афины в классический период античной истории на волне развития общества, культуры и искусств. Аристократы обладали всё меньшей полнотой власти, переходившей постепенно к демосу – народу. Постепенно участие в государственном управлении стало обязанностью всех граждан полиса, кроме женщин, рабов, чужеземцев - ксенов и даже иммигрантов – метеков (как сейчас бы сказали, лиц с видом на жительство).

Вопреки первоначальной задумке, принимать участие в голосованиях могли далеко не все граждане Афин, так как, во-первых, не все интересовались государственными делами, а во-вторых, некоторые имеющие право голоса люди не могли добираться к каждому голосованию с городских окраин, теряя время и бросая домашние дела. Впрочем, это было предусмотрено, и кворум составлял 6000 граждан, то есть не более четверти всех, кто имел право голоса, и это касалось только самых важных вопросов. Для менее важных обсуждений собиралось не более 2-3 тысяч.

Постепенно положение Афин среди греческих полисов пошатнулось, а вместе с ним и демократия. В 411 году до н. э. 400 самых богатых афинских семей взяли всю полноту власти в Афинах под свой контроль. Так погибла афинская демократия и зародилась олигархия.

Примерно в одно время с Афинской демократией форма демократического правления возникла и в Риме. Сначала Римской республикой управляли лишь патриции – коренные римляне. Однако постепенно и плебеи, то есть римские простолюдины, добились для себя таких же прав. Так же, как и в Афинах, в Риме были лишены права голоса женщины и рабы, но лица, официально проживающие на территории Рима, такое право имели.

Демократическая Римская республика просуществовала много дольше Афинской. Рим перешел от демократической формы правления к монархической империи лишь после убийства Гая Юлия Цезаря, в честь которого стал называться титул верховного правителя Империи – цезарь или кесарь. Позже от имени Цезарь произошло и распространенное у восточных и южных славян слово царь.

На территории современной России первым (и, фактически, последним до самого распада СССР) демократическим образованием была Новгородская республика. Однако это не была демократия в полном смысле слова. Последнее слово в любом решении принадлежало князю, хотя он и прислушивался к мнению народного собрания – вече. После завоевания Новгорода Москвой любые попытки самоуправления жестоко пресекались.

Совет 2: Как меняются традиции со временем

Традиции являются совокупностью идей и объектов, связывающих людей с их происхождением и с их прошлым. Традиции претерпевают изменение. Некоторые из них исчезают и забываются, но со временем опять возвращаются в быт.

Два пути происхождения

Традиции возникают в культуре преимущественно двумя путями. Первый происходит «снизу», в народе, и тогда можно говорить о чистом возрождении. Это происходит спонтанно и стихийно. Речь идет преимущественно о традициях, связанных с созданием семьи, бытом, празднованием знаменательных событий (сватовство, свадьба, «обмывание» покупок и пр.). В этот процесс, как правило, включены большие массы населения. Индивидуальные действия переходят в социальное явление.

Второй вариант – это процесс, начинающийся, наоборот, «сверху». Это, скорее, явление навязывания, когда традиция определяется посредством выбора и желания тех, кто имеет власть и полномочия на подобные действия. Например, монарх вводит традиции своей правящей династии для всех подданных.

Количественные изменения

В некоторых случаях традиция может охватывать и все население, а порой даже выходить за пределы страны, при этом приобретая глобальные масштабы. Например, к таким глобальным традициям можно отнести традиции религий (христианство, буддизм, ислам) или традиции, присущие отдельным политическим догматам (социализм, либеральная демократия, консерватизм). Современный пример распространения религиозной традиции – празднование Дня Святого Валентина. Данный праздник связан с историей католической церкви, поэтому традиция отмечать его была широко распространена в католической Англии, однако со временем этот день стал особенным и в других странах.

Качественные изменения

Качественные изменения традиций касаются их содержательной части. Это происходит, когда одни идеи, ценности и символы сменяются другими. При этом одни традиции могут быть изменены и оставлены, а другие – полностью вычеркнуты. В такой идейной конфронтации были, например, жители после Второго Ватиканского Собора или после Реформации в христианстве. Такую же судьбу пережили глобальные традиции коммунизма во второй половине двадцатого века. В современном мире среди таких традиций можно выделить, например, исторические коррективы, которые были внесены в идейное представление об открытии континента Америки.

Причины изменений

В основном причины изменения традиций связаны с психологическими принципами. Это своеобразное свойство человеческого разума – иметь жажду изменений, нужду в новизне и оригинальности. Человек постоянно стремится к новаторству и творчеству. Любая традиция со временем подвергается со стороны человека сомнению и пересмотру. Происходят различные открытия в истории, которые на корню меняют осознание тех или иных событий. Кроме того, традиции могут изменяться и из-за того, что они сталкиваются во всем своем разнообразии друг с другом.

Совет 3: Как отмечают Международный день демократии

Международный день демократии был учрежден 13 декабря 2007 года Генеральной Ассамблеей ООН, с 2008 года его отмечают ежегодно 15 сентября. Основной целью дня демократии является повышение информированности общественности в вопросах прав человека и демократических ценностей.

Демократия (в переводе с древнегреческого «власть народа») представляет собой форму правления, при которой решения принимаются не одним человеком или небольшой группой людей, а большинством населения. Так как многие текущие решения не могут приниматься всем народом, общество делегирует своим выбранным представителям определенные полномочия. Именно выборность главных государственных постов, принятие основополагающих для государства решений путем голосования всего населения и верховенство прав и свобод человека составляют основу большинства современных вариантов демократических форм правления.

Отмечаемый 15 сентября Международный день демократии дает возможность более пристально приглядеться к тому, как соблюдаются права человека в тех или иных странах, какие проблемы демократии являются в настоящий момент наиболее острыми. Во многих городах мира проводятся мероприятия, призванные напомнить о ценностях демократического мироустройства и о том, к каким тяжелым последствиям приводит их нарушение.

К Международному дню демократии приурочиваются различные политические акции, во многих случаях их проводят оппозиционные партии, не согласные с деятельностью существующей власти. У них появляется возможность в очередной раз заявить о своих требованиях, указать на недостатки существующего политического строя. В частности, российская оппозиция собирается провести 15 сентября 2012 года массовую акцию протеста, в которой, по заявлению организаторов, примут участие более 300 тысяч человек.

Для действующей власти, о какой бы стране мира не шла речь, существование дня демократии является лишним напоминанием о необходимости строго соблюдать и защищать демократические ценности, оперативно устранять выявленные недостатки, всеми силами способствовать распространению демократии в мире.

Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Исторический обзор развития демократии
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500