Судебный порядок раздела объекта недвижимости требует подачи заявления о разделе жилья в суд по месту его нахождения. В качестве основания раздела жилого помещения можно назвать желание одного из собственников или всех собственников. Иногда имущество приходится делить, когда такое требование заявит кредитор одного из собственников. Например, если собственник жилья не платит вовремя кредит и банк вынужден обратить взыскание на имущество должника.

При разделе жилого помещения следует учесть условия выдела доли в натуре в жилом доме.  Выделить долю можно только в домовладении. В квартире долю в натуре выделить нельзя, так как собственникам должны достаться не только жилые помещения, но и подсобные помещения (ванна, туалет), что в обычной квартире сделать невозможно. 

Сложность выдела доли в натуре заключается в том, что не всегда возможно это сделать без ущерба для имущества. Когда нельзя выделить долю в натуре, то один из собственников получает соответствующую компенсацию. Признание права собственности на долю в жилом доме происходит в судебном порядке. Основания для такого признания бывают различные, например, в порядке наследования.