Когда прекращаются семейные отношения между собственником помещения и другим лицом, то последний теряет право проживать в данном помещении. Исключение составляют ситуации, когда данные лица заключают соглашение, в котором предусмотрено право пользование жилым помещением для бывшего члена семьи собственника жилого помещения и после развода.

Бывают ситуации, когда суд может потребовать от собственника помещения создать условия для обеспечения жильем своего бывшего члена семьи. Такими ситуациями могут стать, например, плохое имущественное положение, серьезное заболевание бывшего члена семьи. Данное условие касается тех членов семьи, которые получают алименты от собственника помещения.

Когда речь идет о договоре соцнайма, то прекращение родства с нанимателем не порождает прекращение права пользования жильем. Бывший член семьи нанимателя жилого помещения, который и после прекращения родства продолжает жить в квартире, имеет такие же права, как и раньше, но при этом он должен исполнять обязательства по соцнайму.

Признание бывшего члена семьи не приобретшим право пользования жилым помещением возможно в том случае, если данное лицо не вселялось в жилое помещение, то есть регистрация в данном жилье была осуществлена номинально.

Основания и порядок признания не приобретшим или прекратившим право пользования указаны в ЖК РФ. Для такого признания придется обращаться в суд. Следует учесть, что дети не могут считаться бывшими членами семьи, пока не достигнут возраста 18 лет.