Совет 1: Стихи А. Блока

Стихи Александра Блока известны во всем мире. Его произведения наполнены глубоким смыслом, символизмом. Многие из нас даже не подозревают, что известнейшая поэма «Двенадцать» появилась благодаря таланту А. Блока. Живя на рубеже двух веков, он стал символом того времени, не покинув страну после революции.
Александр Блок, творивший на рубеже 19-го и 20-го веков, сумел войти в историю, как величайший поэт и драматург. Его относят к ярчайшим представителям русского Символизма. Данное направление оказало серьезное влияние на дальнейшее развитие не только русской, но и мировой литературы. Его стихи известны во всем мире, а судьбу поэта непременно связывают именно с Россией, ее душой.

Первый стих. Первый сборник

Первые стихотворения у Блока родились в возрасте пяти лет. Для всех окружающий было ясно, что растет необычный мальчик, у которого есть способности в поэзии. Так как семья была из высшего сословия, маленький Александр обучался наукам у хороших учителей, имел хорошие манеры. На его творчество, несомненно, повлияло обучение в Петербургском университете. Он закончил историко-филологический факультет. Именно в университете Александр Блок пристрастился к культуре и искусству. Он упражнялся в актерском мастерстве, мечтая блистать на сцене. По всей видимости, именно поэтому его стихи пропитаны гаммой чувств, окрашены разными эмоциями.

Александр Блок был видным человеком своего времени, выходцем из хорошей семьи. Это позволило ему жениться на дочери известного ученого Менделеева. Именно молодая жена вдохновила молодого, полного надежд и мечтаний Александра написать и выпустить сборник, который назывался «Стихи о прекрасной даме».

От лирики - к глобальным социальным темам

Но в жизни есть не только любовь и мечтания. Революция, очагом которой стал Петербург, отразилась в дальнейшем творчестве молодого поэта. Данным событиям была посвящена поэма «Двенадцать», известная многим нашим современникам. Ее считают одной из самых лучших за всю мировую историю литературы.

К сожалению, Блок умер слишком рано. Он не иммигрировал из страны, вопреки прогнозам, остался здесь, живя и творя в мире, полном нищеты и болезней. Жизнь в подобных условиях привела к проявлению социального характера в стихах поэта.

Современные исследователи выделяют несколько направлений в поэзии Блока. Самые ранние произведения относят к яркому Символизму. После революции 1905 года в его стихах просматривается больше социальных тем. Также встречаются лирические произведения. Он, как настоящий поэт, не мог без любви. Но Блока все больше манят мысли о судьбе всего человечества. Переживая трагизм, связанный с жизнью обычный людей, поэт создает «Розу и крест», «Возмездие».

Именно перо Александра Блока вывело известные всем строки «Ночь, улица, фонарь, аптека», которые так любят повторять даже в современных рекламах.

Совет 2: Как оценивать стихи

Оценивать стихи порой намного сложнее, чем прозу. Связано это с тем, что смысл произведения не всегда лежит на поверхности, особенно в творениях символистов. Но именно лирические произведения влюбленные читают друг другу на свиданиях, потому что в каждой строчке скрывается неповторимая красота.
Инструкция
1
Прочитайте стихотворение и попробуйте составить свое впечатление о прочитанном. Лучше записать отдельно все мысли, возникшие от произведения. Когда первые эмоции пройдут, начните перечитывание стихотворения еще раз. Но теперь уделяйте внимание каждой строчке, каждой фразе и каждому образу.
2
Объясните, как вы понимаете основную тему. Хорошо ли она выражена? Удалось ли поэту донести ее до читателя? Вот тут-то уделите внимание образам и символам. Что каждый из них означает, достаточно ли они поэтичны.
3
Выясните, кто главный герой стихотворения. Это может быть сам автор, может выдуманный лирический герой. Выявите содержание.
4
Определите время создания произведения. Если это работа классика, совершите небольшой экскурс в историю. Какая обстановка царила в это время, вписывается данное творение в нее или, наоборот противоречит. В каком году оно было написано, и что тогда происходила в жизни поэта. Например, стихотворение Блока «Незнакомка» было написано в период, когда его оставила любимая супруга и ушла к Андрею Белому. Значит, стихотворение отражает жизненные переживания поэта, его надежды и разочарование.
5
Установите, к какому литературному направлению относится творение. И в каком жанре написано. Это может быть ода, элегия, лирика, баллада. Чему автор уделяет большее внимание – философским размышлениям, описанию пейзажа или повествованию?
6
Выполните художественно-литературный анализ. А это значит, определите рифмы, размер, использование художественных средств. Рифма может быть кольцевой, перекрестной, парной; мужской и женской. К художественным средствам относятся: олицетворение, эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории. Найдите их и подумайте, насколько они удачны. Заметьте, насколько богат словарный запас автора. Использует ли он широкую палитру выразительных средств, или ограничивается рифмой наподобие «пень-день».
7
Подумайте, какой отклик стихотворение нашло в сердцах современников. Понравилась ли им работа автора, или книга так и лежала нетронутой на полках магазинов.
Видео по теме

Совет 3: Чему учит поэзия

Поэзия существует со времен древнего мира. И никакие нововведения – развитие современных информационных технологий, изменения в общественном укладе, какие-либо другие мировые преобразования не смогут заставить людей от нее отказаться.

Поэзия – сила слова, обличенного в стихотворную форму

И великое художественное наследие, оставленное поэтами ушедших эпох, и современная поэзия – все имеет свою неоспоримую ценность. Прежде всего, поэзия учит умению слушать и слышать то, чем хотел поделиться поэт. Любое стихотворение, как и другие произведения искусства, несет в себе свой смысл, который может лежать на поверхности, а может быть глубоко сокрыт за рядом метафор и метонимий.

Стихи учат людей тому же, чему и все остальное литературное творчество – мыслить, чувствовать, сопереживать, проникаясь теми эмоциями, которые в них переданы. Поэзия развивает мир души, обогащает его, в какой-то степени формирует мировоззрение человека.

Поэзия помогает соединить в одно целое рациональный мир беспристрастного ума и неподвластные его контролю чувства, возвращает непосредственность и свежесть восприятия, избавляет от шаблонов и стереотипов мышления.

Значение поэзии для взрослых и детей

Большинство стихов, как правило, не призваны расширить кругозор или передать читателям какие-либо точные сведения о каких-то событиях. Их задача состоит в другом – ввести слушателя в мир эмоций и чувств, помочь ему заглянуть в свою душу. Найти то, что резонирует со стихами, заставляет чувствовать их, сопереживать.

Поэзия культивирует в читателях такие общечеловеческие ценности, как любовь, уважение, сострадание, сопереживание, отвага и честь. Делясь своими переживаниями с читателем, поэт не может угодить абсолютно всем. Кто-то разделит его взгляды на жизнь, кто-то отвергнет их. Здесь важно другое: научиться понимать порой очень непростой язык поэтического произведения, обрести желание вникнуть в переживания другого человека – далекого и незнакомого, жившего, возможно, несколько столетий назад. Поэзия – это ключ к душе и сердцу другого человека, а, возможно, и целой эпохи.

А.С. Пушкин, Сергей Есенин, Александр Блок, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Игорь Северянин и многие-многие другие поэты навсегда остались в памяти потомков не потому, что они написали много стихов, и не из-за того, что их книги издаются в красивых обложках большими тиражами. Просто все эти люди мастерски перекладывали свои мысли, эмоции, чувства на бумагу, делали это с открытым сердцем. Они словно знали, что их дар – любить, мечтать, чувствовать - станет идеалом и образцом для многих и многих последующих поколений.

В отличие от поэзии для взрослых, детские стихи, наоборот, часто несут в себе вполне конкретные образовательные и познавательные цели. Произведения А. Барто, С.Я. Маршака, С. Михалкова и других известных поэтов в доступной пониманию ребенка форме, ненавязчиво и интересно, помогают маленькому человеку сделать первые шаги в таком большом и интересном для него мире, полном вопросов и загадок.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500