Классический подход



Когда-то давно исполнение фрески было под силу лишь мастерам с целой бригадой помощников. Ведь рисовать нужно было специальными красками по сырой штукатурке – тогда грунт и изображение становились единым целым и могли долго сохраняться. Но из-за этого художник должен был окончить работу за один день - расписать весь подготовленный с утра участок. Если вдруг дрогнула рука, перерисовать было нельзя, только вырезать испорченный кусок штукатурки и втереть новый. Само название техники происходит от слова fresco, то есть «свежий».

Классическая фреска предполагает использование в качестве основы перемешанный мелкого песка и извести (иногда с добавлением мраморной пыли). В качестве красок художники применяли растворенные в воде цветные пигменты. Для ретуши просохшего изображения брали замешанные на яйце, масле или воде краски.


Попытка воспроизвести этот процесс в наши дни и в домашних условиях очень сложна. Во-первых, задача под силу лишь художнику с набитой рукой. Причем во время работы трудно представить окончательный итог, ведь после высыхания такие краски меняли цвет. Во-вторых, уже невозможно достать природные компоненты, которые применяли несколько веков назад.

Своими руками



Со временем фреской стали называть вообще все виды стенной росписи. В этом варианте «фреску» способен сделать почти любой человек. Тем более, что заказ такой картины у настоящего мастера стоит очень больших денег.

Самодельную фреску удобнее всего нарисовать акриловыми красками. Они легки в использовании, быстро сохнут и не требуют обязательного покрытия лаком. Если взять гуашь или темперу (или рисовать акварелью на сырой штукатурке), для сохранности работу нужно будет залакировать.

Первым делом необходимо подготовить стену – выровнять, оштукатурить и ошкурить, чтобы поверхность стала максимально гладкой. Выбранный для фрески рисунок копируют на стену. Лучше всего наносить контуры и границы не карандашом, а намечать их тонкой иглой. Карандашный след может быть заметным под светлой краской, а процарапанные линии легче скрыть. Затем стену покрывают грунтом – специальным акриловым или просто клееи ПВА, слегка разбавленным водой. После высыхания хлей становится прозрачным и образует глянцевую пленку, на которую краски ложатся ровно. Затем, сверяясь с образцом, раскрашивают рисунок, дают просохнуть и при необходимости покрывают лаком.

Если рисунок наносят акварелью на штукатурку, грунтовать поверхность не нужно, зато краски важно выбирать яркие и накладывать их сочными мазками. Высохнув, акварель на штукатурке немного поблекнет.