Совет 1: Чем психолог отличается от психиатра

Люди начинают задумываться о профессиональной помощи специалиста в моменты депрессий, стрессов, разочарований и тревог. Однако на этом этапе они часто теряются в океане предложений и не понимают, к кому им обращаться – психологу или психиатру? Существуют ли отличия между этими профессиями и если да, то в чем они заключаются?

Врач или шарлатан?

Иногда люди считают психологов шарлатанами, которые зарабатывают большие деньги на доверчивых пациентах, просто выслушивая их проблемы, исполняя роль лучшей подружки. Другие уверены, что психологи способны гипнотизировать людей, нередко смешивая их профессиональные возможности с возможностями чуть ли не колдунов и целителей, которые могут помочь не только избавиться от стресса, но и полностью наладить жизнь человека.

Практикующие психологи в большинстве своем действительно не имеют высшего медицинского образования и не проходят специализацию по психологической терапии.

Поскольку психолог не является лицензированным врачом, он не имеет права назначать пациенту лекарства по типу антидепрессантов или успокаивающих средств, которые обычно применяются при тяжелых клинических депрессиях, фобиях или панических атаках. Единственное, что может применять психолог – методы психотерапевтического взаимодействия со своим пациентом. Психиатр, в отличие от психолога, является дипломированным врачом, который работает с более серьезными психологическими и душевными расстройствами, имея полное право назначать курс лечения и другие необходимые процедуры.

Лечение у психолога

В процессе лечения у психолога пациент получает возможность при его содействии рассмотреть свою проблему более объективно, а также разобраться в причинах, вызвавших ее. Психолог не только выслушивает пациента – он дает профессиональные советы, позволяющие пациенту воспользоваться своими внутренними ресурсами, заглянуть в самые темные углы и вытащить на свет детские переживания, которые чаще всего и являются причиной депрессий, тревог и комплексов.

Частные психологи более эффективны, чем психологи в поликлинике, поскольку они могут уделить клиенту гораздо больше времени и внимания.

Выбирать психолога следует очень внимательно. Часто в психотерапевтических центрах можно встретить рядом с его кабинетом кабинеты ясновидящих, предсказателей и астрологов, к которым пациенты идут прямо из кабинета непрофессионального психолога, надеясь найти помощь в другом месте. Грамотный психолог научит находить выход из различных кризисных ситуаций, поможет поверить в себя, обрести уверенность, справиться с подавленным настроением, найти общий язык с близкими людьми и пережить тяжелый развод. Если проблема лежит в иной плоскости и человек страдает от серьезных психических нарушений, психолог не сможет ему помочь – тут уже на помощь приходит тяжелая артиллерия в виде психиатра.

Совет 2: Нормальные люди — только те, которых вы мало знаете?

Существует старая медицинская шутка, что «здоровых людей нет, есть только недообследованные». Один из ведущих немецких психологов начала XX века Альфред Адлер сформулировал похожее утверждение, касающееся личностной психологии. С определенных позиций, это утверждение и в самом деле заслуживает внимания.

Определение нормального человека

«Нормальные люди – только те, которых вы мало знаете», - заявлял Адлер. Учитывая, что Альфред Адлер является основателем системы индивидуальной психологии, к его точке зрения имеет смысл прислушаться. Однако, прежде всего, необходимо определиться с терминологией, и, в частности, с самим понятием нормальности. В медицине (и в психологии в том числе) под нормой понимается определенное состояние организма, которое не вредит его функциям. Психиатры же определяют нормальное состояние как комплекс показателей, соответствующий определенным ожиданиям и представлениям.
Отношение Зигмунда Фрейда к Альфреду Адлеру вначале было достаточно лояльным, но в поздних письмах основатель психоанализа называл Адлера параноиком, утверждая, что тот выдвигает «непонятные» теории.

В принципе, уже на основании этого можно сказать, что «нормальный человек» - это достаточно гибкое определение, во многом зависящее от оценочных суждений других людей, считающих себя нормальными. Конечно, поскольку речь идет о социальных взаимодействиях, мнение общества необходимо принимать в расчет, однако нельзя забывать, что даже очень большое количество людей способно ошибаться. Особенно ярко это заметно на примере средневековых ученых, которые столкнулись с жестким неприятием своих открытий и идей, а некоторые даже были казнены.

Адлер был прав

Однако если все-таки представить, что существуют относительно объективные критерии нормальности того или иного человека, утверждение Адлера, действительно, будет справедливо. Имеется ввиду, что чем меньше известно о человеке, тем меньше проявлений его индивидуальности, по которым и можно составить представление о том, нормален ли он. Кроме того, недостаточно близкое знакомство лишает вас не только информации о значимых событиях и поступках в жизни этого человека, но и сведений о его мотивах, переживаниях, эмоциях и желаниях, причем как явных, так и скрытых, подавленных.
Необходимо понимать различие между общественным понятием нормы и индивидуальным. Во многих случаях люди, выходящие за рамки социальных норм, являются прекрасными объектами для межличностного общения.

При этом большинство людей бессознательно исповедует концепцию позитивного мышления, иначе говоря, исходит из того, что человек нормален, пока не доказано обратное. Естественно, что чем формальнее общение, тем ниже вероятность получения доказательств той или иной девиации. С другой стороны, не стоит впадать в крайности и обобщения и подозревать в психологических отклонениях всех подряд, основываясь на одной цитате немецкого психолога. Не забывайте, что общепринятое определение нормы вполне может отличаться от вашего собственного, тем более что оно весьма расплывчато, и то, что считалось ненормальным еще пятьдесят лет назад, сегодня уже никого не удивляет. Конечно, в тех случаях, когда психические отклонения очевидны и опасны для окружающих, необходимо принимать срочные меры, но безобидное увлечение африканскими бабочками, например, вряд ли является поводом для волнений.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500