Совет 1: Чем ОРВИ отличается от ОРЗ

ОРЗ и ОРВИ – вот два диагноза, которые пациенты чаще всего слышат от участковых терапевтов. Далекому от медицины человеку бывает нелегко понять, в чем же разница между этими заболеваниями, ведь симптомы одни и те же.
Заболевание, проявляющее себя насморком, кашлем, небольшим повышением температуры, а иногда еще и болью в горле, было известно еще древнеегипетским медикам. Они называли его «реш» и советовали лечить, оборачивая нос смесью меда и целебных трав.

Современные врачи называют эту болезнь ОРЗ, что расшифровывается как «острое респираторное заболевание». Слово «респираторное» происходит от латинского слова respire – дыхание. Это значит, что болезнь поражает дыхательную систему, точнее – верхние дыхательные пути.

Причина заболевания

В быту такую болезнь часто называют «простудой», связывая ее начало с переохлаждением. Конечно, причина болезни – не холод как таковой, он лишь ослабляет организм, делая его легкой добычей болезнетворных микроорганизмов.

У ОРЗ нет какого-то одного определенного возбудителя. Это целая группа болезней, имеющих одинаковые симптомы, но вызываемых разными организмами. Эти микроорганизмы принадлежат к разным царствам живой природы – бактериальному и вирусному.

Если причиной болезни стали именно вирусы, а не бактерии, врачи говорят об острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ). Таким образом, ОРВИ – понятие более узкое, это разновидность ОРЗ, вызванная вирусной инфекцией.

В большинстве случаев ОРЗ выступает именно в качестве ОРВИ, поэтому неправильно поступают те, кто сразу же начинает принимать антибиотики или уговаривает врача прописать их. Антибиотики не оказывают никакого действия на вирусы, для борьбы с вирусными инфекциями существуют другие препараты. Они либо не позволяют вирусам прикрепляться к клеточным оболочкам, либо стимулируют выработку интерферонов – белков, с помощью которых организм борется против вирусов.

По симптомам ОРЗ, в частности, по характеру покраснения горла врачи умеют определять, что стало причиной болезни: бактериальная инфекция или вирусная. Впрочем, иногда они могут действовать одновременно, а в ряде случаев бактериальная инфекция присоединяется позднее. Ею даже не обязательно заражаться: стафилококки и стрептококки постоянно находятся в человеческом организме и могут «наброситься» на него, когда он ослабеет от вирусной инфекции. Если при ОРВИ больше трех суток держится повышенная температура, или она снизилась до нормы, а потом поднялась снова, значит, это случилось. Только тогда врач назначит антибиотики.

Парадокс ОРЗ

Большинство микроорганизмов, вызывающих ОРЗ, не причиняют организму серьезных неприятностей, не несут опасности. Те страдания, которые испытывает больной человек, связаны не с самим возбудителем, а с реакцией иммунной системы на его вторжение. Воспаленное горло, выделение слизи в носу, повышенная температура – это меры защиты, которые предпринимает организм. Все это сохраняется в течение нескольких дней после того, как иммунная система уже расправилась с возбудителем, ей нужно время, чтобы «успокоиться».

Каких бы неприятностей ни доставляло ОРЗ вообще и ОРВИ в частности, в определенной степени эта болезнь оказывается необходимой. Исследования показали, что люди, болевшие в детстве ОРЗ, реже страдают аллергическими реакциями и аутоиммунными заболеваниями (например, болезнью Крона). Это объясняется тем, что возбудители ОРЗ становятся для иммунной системы своеобразным «тренажером», после которого она уже не реагирует на незначительные угрозы.

Совет 2: Грипп, ОРВИ и ОРЗ

Грипп, ОРВИ, ОРЗ многие привыкли называть простудой. Это неверно, так как вызывают эти недуги совершенно разные вирусы.

Грипп бывает трех типов: А, В и С. На данный момент известно больше информации о вирусах группы А, эта группа самая «мобильная», постоянно меняется и способна спровоцировать пандемию (то есть, перекочевать с континента на континент). Вирусы группы В могут устроить эпидемию только внутри определенной популяции людей (то есть, только в одной стране или только в одном городе), вирусы группы С вообще не вызывают эпидемий, они дают самую легкую форму гриппа или протекают без симптомов. Грипп С чаще встречается у детей.

ОРЗ (острое респираторное заболевание) – это заболевание дыхательных путей, вызывается оно как бактериями, так и некоторыми видами вирусов. В последнем случае следует говорить уже об ОРВИ – острое респираторно-вирусное заболевание. Лечение ОРВИ и ОРЗ различается, так как при бактериальной «простуде» могут помочь только антибиотики и аспирин содержащие препараты, при ОРВИ эти средства совсем бесполезны.

Определить, ОРВИ или ОРЗ болен человек, можно, взяв анализы слизи из дыхательных путей. ОРВИ на данный момент – самый популярный диагноз. Он говорит о том, что причиной заболевания стал вирус, который в организм попал воздушно-капельным путем. Таких в природе существует много. Чума, например, тоже – ОРВИ. Но вирус чумы, в отличие от вируса гриппа, не мутирует, поэтому найденное лекарство позволило избавиться от чумы навсегда. А с гриппом все сложнее. Каждый год появляются новые разновидности, неуязвимые для уже существующих лекарств, так как каждое средство от гриппа эффективно только против определенных штаммов (то есть, умеет распознавать и уничтожать только вирусы с конкретным строением). Существуют препараты, обладающие универсальным противовирусным действием, Но они не всегда эффективны для лечения гриппа. Чтобы точно понять, гриппом болен человек или нет, нужно сдать анализ мазка, например, мокроты.

В США существует определение «гриппоподобное заболевание» - то есть, болезнь, которая сопровождается всеми симптомами гриппа. К гриппу невозможно выработать окончательный иммунитет – так как он постоянно мутирует. Вирус гриппа вызывает интоксикацию организма и ослабляет его. Бывает, что с помощью лекарств человек достаточно быстро выздоравливает. Но апатия и слабость еще долго отравляют жизнь, не только мешая работать, но и открывая организм для других бактерий и вирусов, способных спровоцировать дополнительное заболевание и вылиться в воспаление легких или ушей. Помимо всего перечисленного, грипп неприятен способностью вызывать осложнения практически на любые внутренние органы, например, почки и сердце. Огромное количество вирусов ежедневно существует рядом с нами. Некоторые виды живут в человеческих железах (миндалины и аденоиды) и, пока не получают сигнал об активизации, никак себя не проявляют. 

Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Острые респираторные заболевания
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500