Из Средневековья в Новое время


В Средневековье, в эпоху Готики, женские платья представляли собой сложные многослойные конструкции. Каждая женщина носила нижнюю рубаху и минимум два платья сверху. Узкий корпус, узкие рукава (они чаще всего прикреплялись к самому платью при помощи шнуровок, это позволяло менять их при необходимости, давало свободу движениям и упрощало крой), длинная юбка скрывающая ноги, закрытый силуэт — все это отличало нижние платья-котты. Поверх них носились платья-сюрко (что буквально переводится как «поверх котты»). Эти платья выполняли декоративную функцию, в разные периоды Средневековья сюрко украшались фантазийными прорезями, сложными рукавами и другими избыточными деталями.

Во времена Возрождения отношение к женскому телу изменилось, теперь его не пытались утянуть, скрыть, видоизменить. В моду вошли платья, которые являлись переосмыслением греческих драпировок на новый лад. Многослойность осталась, линия талии немного приподнялась. Юбки из больших полотнищ ткани зашивались крупными, мягкими складками, мягкие кожаные корсажи должны были демонстрировать красоту узорчатой богатой ткани, а не стягивать корпус. Тяжелые рукава, глубокие вырезы, чистые цвета делали женщин того времени поистине ослепительными.


В эпоху Позднего Возрождения кожаные корсажи приобрели жесткость, женское тело снова начали видоизменять, лишать естественных линий. Со второй половины шестнадцатого века в моду стали входить вертюгали (каркасные юбки из тростника и лент), они полностью скрывали ноги женщин. Верх платья (особенно в Испании, где на девочек с раннего детства надевали корсеты с металлическими пластинами, которые не давали правильно развиваться груди) тоже скрывал естественные линии. Узкие рукава, сложные головные уборы, каркасные юбки - все это характеризует шестнадцатый и часть семнадцатого века.

Примерно в тридцатых годах семнадцатого века во Франции начинает формироваться новый, более свободный стиль. На некоторое время корсет снова заменяется корсажем и в целом силуэт начинает чем-то напоминать характерный для Возрождения — завышенная талия, большие рукава, мягкие юбки в широкую складку. Ко второй половине семнадцатого века мода в очередной раз меняется, юбки становятся многослойными, корсеты возвращаются, талия опускается на место, рукава снова становятся узкими и укорачиваются, низ рукавов отделывается кружевом. В следующую сотню лет женские платья растут в ширину, декор становится только более роскошным, декольте углубляется, на смену изящным прическам приходят монструозные парики. Апофеоза эти модные тенденции достигают ко второй трети восемнадцатого века.

Изменения в мире - изменения в моде


После Великой Французской революции представления о моде существенно меняются. Весь девятнадцатый век женскую моду лихорадит. Сначала она максимально упрощается, на смену огромным платьям приходит скромный ампир с завышенной талией (этот силуэт до сих пор периодически входит в моду), затем платья снова «разрастаются» до огромных размеров, балом правят кринолины, максимальный диаметр которых достигал нескольких метров, затем начинается эпоха турнюров — это платья, у которых весь декор смещен назад. Женщин в конце девятнадцатого века часто называли кентаврами.

В начале двадцатого века в моду снова вошли чистые линии. В течение первых десятилетий женщинами велась борьба против корсетов. В результате в двадцатых годах платья потеряли талию и длину. В моду вошли девушки с подростковыми фигурами, беззаботные и одновременно порочные. Они носили свободные платья длиной чуть ниже колена, сложные шляпки и активно курили. К середине тридцатых такие девушки уже «приелись» обществу, и в моду снова вошла изящная элегантность — длинные платья, скроенные по косой, силуэты, которые подчеркивали фигуры.

Во время Второй мировой войны мода отошла на второй план, женская одежда стала короче и проще, что позволяло экономить ткань. В пятидесятых после войны, когда женщинам захотелось сбросить с себя гнет экономии, проявить себя во всей красоте, расцвел гений Кристиана Диора. Он вернул корсет, снова туго утянул женские талии, переосмыслил кринолин. Стиль New Look сделал из женщин прекрасных фей.

В середине шестидесятых женщинам (и особенно молодым девушкам) захотелось чего-то более практичного. Именно в это время появились мини-юбки, знаменитые платья А-силуэта. В конце шестидесятых в моду вошли хиппи. Цветочные узоры, длинные юбки, джинсы и туники вместе с ярким макияжем и общей расслабленностью, приобретя немного блеска, перешли в семидесятые, чтобы стать основой диско-стиля.

В восьмидесятых легкомысленность диско претерпела изменения. В моду вошли объемные куртки, яркие неоновые цвета, начесы, лосины, джинсы. Модный силуэт представлял собой перевернутый треугольник, для чего повсеместно использовались подплечники. Девяностые годы облагородили этот стиль, смягчили углы. В моду снова начали входить платья, женственные костюмы, цвета потеряли избыточную яркость, но остались насыщенными.

Современные модные тенденции меняются с ошеломляющей скоростью. Однако в настоящее время балом правит не сиюминутная мода, а стиль. Актуально могут выглядеть и слегка обновленный образ в стиле тридцатых, и в стиле семидесятых, особенно если добавить к ним характерных модных для конкретного сезона деталей.