Многими людьми данное понятие трактуется неоднозначно, не совсем верно. Согласно философскому словарю, соборность – это единство всех членов Церкви для совместного отыскания пути к спасению. Это единство основано на любви ко Христу и к его божественной праведности, которая стала доступна каждому члену Церкви. Авторство создания термина приписывают русскому философу А.С. Хомякову. Большой энциклопедический словарь трактует соборность как один из признаков христианской церкви, который фиксирует ее самовосприятие как универсальной и всеобщей.

В рамках соборности человек не мыслит личного счастья вне общности, он может реализовать себя только в случае самоотверженного труда на общее благо. Так же, как и славянофилы в 19 веке, современные русские ученые-философы противопоставляют славянскую соборность западной демократии. Если в демократическом обществе смыслом жизни становится признание власти большинства в ущерб меньшинству, то в соборном этим смыслом становится признание моральных ценностей друг друга, принятия всех членов собора такими, какие они есть, совершенствуя себя ради высшей цели. А высшей целью для соборного человека становится создание социально-справедливого гуманистического общества. Отличие соборного общества от демократического в ментальной общности индивидов, которые лично свободны. Оно вовсе не отказывается от института государственности.


Противопоставляют соборность католичеству, а именно его авторитарности; нет ничего общего у нее и с протетстантским индивидуализмом, из которого, собственно, и выросла современная демократия.

Подведя итоги, скажем, что соборность – это внутренняя полнота, целостное сочетание единства и свободы людей, которые объединены любовью к одним и тем же ценностям. Это исключительно славянское, православное понимание мира.