Причины диверсификации

Они могут основываться на:
- стремлении не просто выжить в сложной экономической обстановке, но и упрочить свое влияние и положение в жестких условиях конкуренции;
- образовании избыточных финансов, которые превосходят уровень, необходимый для поддержания конкурентных преимуществ;
- попытках снижения предпринимательских рисков путем распределения их между разными областями деятельности;
- возможности получения большей прибили, чем при простом увеличении производственных объемов.


Например, компания, производящая обувь, в процессе диверсификации начинает дополнительно выпускать сумки, т.к. слишком много конкурентов-«обувщиков» образовалось в данном регионе.

Впрочем, причинами диверсификации могут стать и необходимость реагирования на изменчивость конъюнктуры, и логичное расширение нормально функционирующего производства, и потребность загрузки новой работой сокращенных на основном предприятии людей, и т.д.

Цели диверсификации схожи с причинами. Это то же желание выжить, укрепить свое положение среди конкурентов, снизить возможные риски, приумножить прибыль и пр.

Виды диверсификации

Связанная диверсификация. Определение говорит само за себя. Компания в целях расширения сферы своей деятельности осваивает направления, с которыми прямо или косвенно связана. То есть использует уже применяемые технологии, возвратное сырье от своего же производства, наработанные каналы распределения (сбыта), имеющиеся производственные мощности и т.д. Иными словами, при связанной диверсификации компания берет на вооружение те преимущества, которых она достигла в привычной, традиционной для себя сфере.

Например, та же компания по выпуску обуви раньше отходы производства выбрасывала, либо сдавала другой организации. В процессе диверсификации отходы стали идти на производство сумочек, портмоне, футляров для очков и проч. Расширился ассортимент, увеличились рабочие места, приумножилась прибыль.

Несвязанная диверсификация – противоположная связанной. Компания частично «ступает на неизведанные земли», т.е. осваивает совершенно новые сферы бизнес-пространства. Сотрудники овладевают новыми технологиями в новых областях производства (услуг), изучают иные потребности рынка. Данный вид диверсификации направлен, прежде всего, на минимизацию рисков (если есть опасение обрушения существующего бизнеса) и получение дополнительной прибыли (если есть уверенность или хотя бы надежда, что новые товары или услуги востребованы у населения).

В результате оправданной и успешно прошедшей несвязанной диверсификации узкоспециализированные компании превращаются в крупные многоотраслевые конгломераты, составляющие звенья которых функционально не связаны между собой.

Яркий пример несвязанной диверсификации – нефтяная компания «ЮКОС», активно создающая фирмы, которые занимаются компьютерными технологиями, раскручиванием локальных сетей и интернет-обеспечением своих подразделений и сторонних клиентов, программированием и т.д.