Православная церковь называет праведными или праведниками одну из категорий святых. К ней относят, например, Иоакима и Анну, а из русских святых – Иоанна Кронштадтского. Эти люди не страдали и не погибали за веру, не проповедовали христианское вероучение среди языческих народов, не удалялись от мира ради монашеского служения. Они жили в миру, как живут миллионы людей, многие из них даже имели семьи. Тем не менее, их считают святыми, поскольку в миру, среди обычных людей и житейских дел они вели такую жизнь, какой требует от человека Бог. Пример таких святых наглядно показывает, что это возможно.

Конечно, святость – идеал, которого лишь немногие люди могут достичь. Но стремиться к такому идеалу можно и нужно.

Человек глазами Бога



В психологии существует такое понятие – референтное лицо. Так называется человек, являющийся значимым для данной личности. На него личность ориентируется в своих поступках. Бывает так, что все достижения, которыми так гордится человек, разом меркнут в его глазах, если их не одобряет, например, отец. И не обязательно такое неодобрение должно быть высказано вслух, достаточно бывает подумать: «Отец бы этого не одобрил». Можно сказать, что по референтным лицам человек «проверяет себя».


Для христианина главным референтным лицом должен стать Бог. Именно с этого начинался путь к праведной жизни даже у тех, кого сегодня чтят как святых. Например, св. Ефрем Сирин был человеком вспыльчивым часто затевал ссоры, совершал легкомысленные поступки, в конечном итоге он попал в тюрьму по ложному обвинению в краже. И тогдаон во сне услышал призыв: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее». Увидев свою прежнюю жизнь глазами Бога, этот человек уже не смог жить по-старому.

Духовные основы праведной жизни



Рассматривая свою жизнь с точки зрения Бога, человеку необходимо помнить о главных заповедях, данных Им. Таких заповедей всего две, а все остальные лишь уточняют и конкретизируют их содержание. Обе заповеди приведены в Евангелии от Матфея: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

При всей своей внешней простоте оба требования весьма многозначны. Любить Бога – это значит и любить и беречь мир, который Он создал, и видеть Его творение и образ в каждом человеке, даже в самом порочном. Любить ближнего – это не только заботиться о ком-то, делать добрые дела, это значит еще и снисходительно относиться к чужим недостаткам и ошибкам, как люди обычно относятся к своим.

Еще одно качество, отличающее истинного праведника – это самокритичность. Стоит обратить внимание, как святые говорили о себе в молитвах: «Я грешный», «Я окаянный» и т.п. Эти люди видели свои пороки, а значит, прилагали усилия к избавлению от них.

Можно сказать, что жить праведно – это значит жить так, чтобы те, кто рядом, чувствовали себя, как в раю. Это нелегко, но, как показывает пример святых, возможно.