Совет 1: Преимущественное право при сокращении

Иногда на производстве в процессе работы возникает острая необходимость в сокращении штатов. Такая мера может быть вполне обоснована в сложившихся обстоятельствах.
Даже в самой кризисной ситуации есть определенные категории граждан, рабочие места которым работодатель сохранить обязан или предложить равноценную альтернативу. Сокращение, увольнение сотрудников регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

«Несокращаемые» граждане

Согласно статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации не подвергаются увольнению в связи с сокращением штатов:
- женщины «в положении» (однако здесь есть одно исключение – при упразднении всего предприятия увольнения не избежать);
- женщины, воспитывающие ребенка до 3-х лет;
- матери-одиночки, воспитывающие ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет, за исключение ликвидации предприятия или если данные сотрудники совершили противозаконные деяния);
- прочие лица, воспитывающие таких детей без матери;
- члены профсоюзов.

Часто случается так, что люди, относящиеся к перечисленным категориям, сами и не подозревают, что их уволить нельзя, потому и не отстаивают свои права, оказавшись вдруг без работы.

При сокращении могут упраздняться целые подразделения. В этом случае работодатель должен предоставить работнику-льготнику взамен другое рабочее место.

«Привилегированные» категории

Существуют также категории граждан, которых сократить можно, но при равной производительности труда они имеют преимущества перед другими сотрудниками:
- работники, на попечении которых два и более иждивенцев;
- сотрудники, заработок которых – единственный в семье;
- работники, находящиеся на повышении квалификации без отрыва от производства, если они это делают по требованию руководства;
- инвалиды, в «горячих точках» защищавшие Отечество;
- жены военнослужащих, трудящиеся в государственных организациях или воинских частях;
- лица, получившие инвалидность в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- сотрудники, получившие в данной организации профессиональное заболевание или какое-то увечье;
- авторы каких-либо изобретений.

Как гласит статья 179 Трудового кодекса РФ, при сокращении должен остаться сотрудник, имеющий более высокую производительность труда и квалификацию.

Знайте, что не менее, чемза два месяца до грядущего сокращения, работник должен быть уведомлен об этом в письменной форме под роспись. При увольнении работник обязательно должен получить выходное пособие.

Помните, если ваши права нарушены или ущемлены, вы можете обратиться в инспекцию по охране труда или в прокуратуру. По статистике суды о несанкционированном сокращении почти всегда выигрывает уволенный сотрудник. Не бойтесь отстоять свои права.

Совет 2: Как защитить себя от сокращения

Трудовой кодекс защищает всех граждан от несанкционированных действий со стороны работодателей. Чтобы не попасть в ряды несправедливо уволенных, обязательно изучите статьи закона, которые позволят отстоять свои права.
Инструкция
1
Выясните, не принадлежите ли вы к категориям, которые полностью защищены от сокращения. Это беременные женщины, и те, которые воспитывают ребенка до трех лет. А также одинокие матери или опекуны сирот, до достижения детьми четырнадцатилетнего возраста. Этих граждан уволить принудительно предприятие не имеет права. Они будут сокращены только в случае ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
2
Узнайте, не имеете ли вы преимущественное право сохранения работы при сокращение числа сотрудников. Оно предоставляется следующим лицам:

- работникам, имеющим в семье двух или более иждивенцев или нетрудоспособных родственников, которые находятся на полном содержании;

- лицам, в семье которых нет другого самостоятельного заработка;

- сотрудникам, получившим в период работы у настоящего нанимателя профессиональное заболевание или трудовое увечье;

- инвалидам Великой Отечественной войны и других боевых действий;

- работникам, которые повышают квалификацию по направлению руководителя без отрыва от производства.
Согласно ст.179 Трудового кодекса РФ эти категории граждан при равной квалификации и производительности труда имеют преимущество.
3
Если ваши права были нарушены, обратитесь с заявлением в комиссию по трудовым спорам. Этот отдел существует в большинстве крупных организаций. С его помощью можно попробовать урегулировать конфликт с работодателем мирным путем, подписав дополнительное соглашение о выплате компенсации или переведясь на другую должность.
4
В государственную инспекцию труда стоит обратиться в том случае, если комиссия по трудовым спорам не была организована. Телефон горячей линии в Москве: +7(495)343-96-61, по будням с 9-30 до 18-00. В выходные и праздничные дни с 10-00 до 18-00 звоните по мобильному номеру: +7(916)085-81-03. Сотрудники подразделения обязательно проконсультируют вас по всем интересующим вопросам и расскажут, как бороться с произволом работодателя. Если ваши действия не привели к нужному результату, напишите заявление на проверку действий работодателя и соответствие их трудовому законодательству. Если будут выявлены нарушения, государственный орган примет меры по восстановлению работника в трудовых правах.
5
Напишите заявление в суд, если все вышеперечисленное оказалось напрасным. Именно там большинство несправедливо уволенных работников с успехом отстаивают свои права.

Совет 3: Как быть, если работодатель увольняет

Работа – важная часть жизни современного человека. Особенно, если она любимая и хорошо оплачиваемая. Однако иногда сотрудник вынужден расстаться со своей должностью. Подписывая трудовой контракт, все работники рассчитывают на долгую и плодотворную деятельность на благо выбранной компании. Чаще всего люди работают в одной фирме много лет, но иногда дальнейшее пребывание сотрудника в занимаемой должности становится невозможным. Как поступить, если работодатель предложил вам уволиться добровольно или собирается отказаться от ваших услуг по собственной инициативе?
Вам понадобится
  • • Трудовой Кодекс РФ;
  • • трудовой договор или контракт;
  • • дополнительные соглашения к нему.
Инструкция
1
Прежде всего, не стоит паниковать. Необходимо спокойно обдумать сложившееся положение и решить, насколько вы заинтересованы продолжать работать в этой компании. Если ситуация зашла в тупик, то единственным выходом из нее будет именно расторжение трудового договора.
не паникуйте, если вас увольняют
2
Возьмите в руки Трудовой Кодекс и изучите главу 13, которая называется «Прекращение трудового договора». Исходя из ее положений, по инициативе работодателя сотрудник может быть уволен только в нескольких случаях.
увольнение по ТК РФ
3

Ликвидация предприятия

Это единственное основание, по которому возможно уволить абсолютно всех работников. Утешительным моментом здесь будет то, что в качестве компенсации вам будет начислено выходное пособие. Кроме того, все работодатели обязаны оповещать о грядущих массовых сокращениях Службу занятости. Поэтому ее специалисты будут извещены, что вы лишились работы. Обратитесь в городской Центр занятости. Его специалисты обязательно предложат на выбор несколько подходящих вакансий. Кроме того, вам обязательно будет начислено пособие по безработице, компенсирующее потерю источника дохода.
подпишите дополнительное соглашение
4

Сокращение штатов

Сегодня во многих компаниях проходит реорганизация или оптимизация численности персонала. Может случиться, что занимаемая вами должность может быть сокращена. Если вы получили подобное уведомление, вспомните, что некоторые сотрудники имеют преимущественное право на сохранение места (матери с детьми до 3 лет, инвалиды, беременные женщины). Если вы имеете право на эту льготу, оповестите об этом работодателя.

Должность сохранить не удается? Тогда работодатель обязан предложить вам другую должность (временную или постоянную). Вы можете либо уволиться, либо принять этот вариант и продолжать трудиться в компании.
оптимизация численности персонала
5

Соглашение сторон

Для работника - это самый предпочтительный и взаимовыгодный вариант, поскольку расставание происходит по обоюдной договоренности. Работодатель предложит вам подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, где отражаются порядок и сроки увольнения. Кроме того, в нем обязательно прописывается величина компенсации за внеплановое увольнение сотрудника. Вы можете получить не менее 2 должностных окладов.
расставание происходит по обоюдной договоренности
Видео по теме
Обратите внимание
О грядущих в компании изменениях, влекущих за собой увольнение сотрудников, работодатель обязан сообщить не позднее, чем за 2 месяца до планируемой ликвидации компании или сокращении ее штата.
Совет полезен?
Если вы считаете, что ваши права при увольнении были каким-либо образом нарушены, можно обратиться в Трудовую инспекцию с жалобой на действия вашего бывшего работодателя, или прибегнуть к помощи профессионального юриста.
Источники:
  • рекомендации юриста по трудовым спорам и увольнениям
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500