Совет 1: Юридические аспекты наследства по завещанию

Завещание является единственным средством, которое позволяет любому гражданину распорядиться своим имуществом после смерти. При этом указанный способ передачи собственности отличается определенными особенностями, которые следует знать любому наследнику.
Правовые особенности завещания закреплены в Главе 62 Гражданского кодекса РФ, которая регулирует данный способ распоряжения имуществом после смерти. При этом определенную специфику имеет круг потенциальных наследников, которым завещатель может передать какую-либо собственность. Если при наследовании по закону право на получение имущества наследодателя реализуется в порядке очередности, то завещание не предполагает каких-либо ограничений. Это означает, что завещатель может оставить наследство любому лицу, не учитывая родственных связей, иных близких отношений. Закон лишь защищает интересы лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, но не ограничивает свободу завещания какими-либо другими нормами.

Можно ли принять долги в составе наследства?

К наследникам по завещанию переходит не только собственность, но и имущественные обязательства, которые имел наследодатель. При этом узнать состав имущества, которое передано в соответствии с данным актом, можно только после его принятия. Именно поэтому многие наследники, сами того не подозревая, рискуют стать должниками по банковским и другим кредитам. Опасаться потери своего имущества не следует, поскольку размер ответственности в таком случае также ограничивается стоимостью полученного по завещанию имущества. Кроме того, не переходят к наследникам те обязательства, в которых важна личность обязанного лица (чаще всего передаются различные денежные займы).

Может ли наследодатель отменить завещание?

Важным правовым аспектом, о котором забывают многие завещатели и наследники, является наличие права на отмену, изменение завещания в любое время. Наследодатель при жизни может переписывать данный документ сколько угодно, причем каждое последующее завещание будет отменять или изменять предыдущее. Следует учитывать необходимость нотариального удостоверения каждого завещания, без которого оно не обладает юридической силой. Если завещатель не хочет оглашать содержание соответствующего документа даже нотариусу, то необходимо использовать предоставленную законом возможность по составлению закрытого завещания. В этом случае никто, кроме самого наследодателя, не узнает о его волеизъявлении, а основанием для вскрытия конверта с завещанием станет лишь предъявление заинтересованными наследниками свидетельства о смерти.

Совет 2: Как оформить наследство по завещанию

Наследование по завещанию регулируется главой 62 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основное преимущество составления завещания заключается в свободе завещания, которая означает, что лицо вправе завещать свое имущество любым иным лицам - с единственным ограничением, касающимся обязательной доли в наследстве. При наследовании по закону имущество распределяется в соответствии с установленным в Гражданском кодексе порядком.
Инструкция
1
Согласно гражданскому законодательству, завещатель вправе завещать свое имущество любым лицам, определяя доли наследников в наследстве по своему желанию. Завещатель также вправе лишить наследства кого-либо из наследников по закону, не указывая причин подобного лишения. В целом, завещатель вправе распоряжаться тем, как он распределит имущество после своей смерти, по своему усмотрению, в любой момент изменять или отменять завещание.
2
Существует лишь одно ограничение свободы завещания - норма об обязательной доле в наследстве. Если в семье завещателя имеются несовершеннолетние или нетрудоспособные дети, нетрудоспособные супруг, родители и иждивенцы, то они наследуют не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, независимо от содержания завещания.
3
Завещание необходимо составить в письменной форме и удостоверить у нотариуса. Если эти требования не соблюдены, то завещание считается недействительным (за исключением определенных в законе случаев наступления чрезвычайных обстоятельств). В завещании должны быть указаны место и дата его удостоверения.
4
В некоторых случаях при составлении, подписании и удостоверении завещания, а также при его передаче нотариусу могут присутствовать свидетели (например, когда завещатель не способен передвигаться сам). Среди этих свидетелей не должно быть:
- лиц, в пользу которых составлено завещание, их супругов, детей и родителей;
- других нотариусов;
- недееспособных и неграмотных лиц;
- лиц с такими физическими недостатками, которые явно не позволяют осознавать существо происходящего;
- лиц не владеющих языком, на котором составлено завещание, в полной мере.
5
В Гражданском кодексе существует норма о тайне завещания. Она обозначает, что до открытия наследства никто не имеет права разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены. Это касается прежде всего нотариуса, свидетелей, исполнителя завещания и иных лиц, которые, возможно, могли присутствовать при его подписании, составлении, удостоверении или передаче нотариусу. Завещатель также вправе составить завещание, не предоставляя при этом другим лицам, в том числе нотариусу, возможности ознакомиться с его содержанием - т.е., закрытое завещание. Оно должно быть передано нотариусу в присутствии двух свидетелей в заклеенном конверте.
Видео по теме
Источники:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500