Совет 1: Как научить ребенка кушать самостоятельно

В развитии ребенка рано или поздно настает тот период, когда он становится более самостоятельный. Это касается и процесса питания. Научить ребенка кушать самостоятельно не так просто и требует некоторых усилий со стороны родителей.

В процессе обучения не должно быть строгих правил. Стоит только придерживаться некоторых принципов. 

  • Кушайте всей семьей. Все дети любят повторять за взрослыми, и если ваш малыш будет видеть как кушает вся семья, то и ему в какой-то момент захочется повторить.
  • Необходимо придерживаться определенного времени для приема пищи. Приучать к самостоятельности желательно каждый день.
  • На время обучения ребенку лучше готовить те блюда, которые он предпочитает.
  • Если во время приема пищи ребенок устал, то помогите ему. Для этого докормите его сами, потому как ребенок расходует большое количество своей энергии.
  • У ребенка должна быть своя отдельная мебель и посуда. Лучше, если она будет пластиковой. 
  • Будте готовы к тому, что ребенок может бросать и выплевывать пищу, пачкать стены и окружающие предметы. Понимание аккуратности и чистоты придет к малышу позже, не ругайте его за это.
  • Если ребенок приболел, то процесс обучения необходимо отложить, до полного выздоровления.
  • Хвалите своего ребенка, даже за малые успехи. 

Если после ваших попыток ребенок отказывается кушать самостоятельно, не настаивайте. Подождите несколько дней и вновь предложите.  

Совет 2: Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой

Научить малыша самостоятельно кушать ложкой очень важно, поскольку это не только облегчит жизнь родителям, но и ему самому. Кроме того, такой важный процесс является неотъемлемой частью полноценного и всестороннего развития.

Чтобы научить малыша самостоятельно кушать ложкой, важно соблюдать определенные правила и условия.

  1. Этап подготовки. Очень важно готовить блюда, которые малыш любит. Также при обучении необходимо готовить пищу определенной консистенции, которая легко набирается ложкой, чтобы ребенок не пачкался и легко зачерпывал еду. При необходимости первые попытки малыша самостоятельно кушать можно проводить в форме игры или в сопровождении развлечения.
  2. При обучении малыша самостоятельно кушать ложкой, родителям очень важно не подгонять и не ругать его, поскольку он должен чувствовать себя в безопасности и спокойствии. Чтобы у него был хороший аппетит и желание кушать самому, важно его хвалить и поддерживать. Если проявить терпение, это поможет ребенку быстрее обучиться.
  3. Не следует забывать, что все дети разные, поэтому возраст и график обучения для каждого малыша следует подбирать индивидуально. Ребенок должен сам захотеть получить новый навык. Для этого необходимо наблюдать за его поведением и подобрать момент, когда он проявит интерес к ложке и процессу приема пищи. В первые моменты самостоятельного процесса питания ребенку следует немного помогать, поддерживая его руку с ложкой.
  4. Для закрепления навыка можно применять имитацию держания ложки в играх и с игрушками. Родителям обязательно не оставлять малыша наедине с едой и ложкой. Ребенку может понадобиться помощь взрослого или он может устать самостоятельно держать ложку продолжительное время. Также важно выбрать удобную тарелку и небольшую ложку, чтобы ребенку было легко и просто набирать пищу и не проливать ее на себя. На первое время лучше всего готовить кашу или пюре.
  5. Чтобы малышу было интересно самостоятельно кушать, можно блюдо выкладывать красивыми и интересными формами. Также большое значение имеет внешний вид тарелки и ложки, важно, чтобы они вызывали положительные эмоции.

Научить ребенка самостоятельно обращаться с ложкой - это важный этап развития. Самостоятельное питание помогает значительно упростить жизнь родителям, которые теперь могут заниматься другими делами, пока малыш кушает сам.

Видео по теме

Совет 3: Как научить детей питаться самостоятельно

Одно из базовых умений малыша – это способность есть и пить самостоятельно. Первый инструмент, использование которого ребенок начинает осваивать – это ложка. И скорость, с которой он научится обращаться с этим предметом, напрямую зависит от родителей. Чем дольше они будут жалеть и опекать малыша, тем труднее ему будут даваться эти, на первый взгляд, простые навыки.

Напротив, дети, родители которых не препятствуют их стремлению к саморазвитию, очень быстро учатся новому. Необходимо отнестись к процессу обучения терпеливо, учитывать, что времени на кормление теперь будет уходить больше, что во время еды кроха будет пачкаться сам и вымазывать все вокруг. Но это ни в коем случае не должно стать причиной отказа от самостоятельного кормления и возврата к кормлению с ложечки.

Когда же начинать?

В книгах по детской психологии оптимальным возрастом для начала обучения считается 7-8 месяцев. В этом возрасте ребенок уже хорошо сидит в стульчике и сам кушает хлеб, печенье или сухарики. Это считается первым проявлением самостоятельности. Постепенно, ребенок начинает брать еду из тарелки руками. Причем ругать его за это категорически воспрещено. Таким образом он как бы тренируется самостоятельно кушать. Нужно убедиться, что он берет и крепко удерживает вещи между большим и указательным пальцами. И как только вы заметили, что у вашего крохи это хорошо получается, смело давайте ему ложку.

Сделай сам

Ребенка необходимо с детства приучить есть на кухне. И чтобы малышу было удобно, для кормления рекомендуется использовать специальный столик. Чтобы ребенок не испачкался, ему следует надевать фартучек из непромокаемого материала или нагрудник. Лучше иметь несколько таких фартучков, так как они быстро пачкаются, и их приходится часто стирать. Есть специальные нагрудники с загнутым краем, предотвращающим стекание пищи на одежду ребенка. Изготавливаются они, как правило, из гибкого пластика. К тому же они без труда моются и быстро высыхают.

Кроме того, у малыша должен быть личный набор посуды: кружка, ложка и тарелочка из небьющегося материала. Для этого подойдет термостойкий пластик, который выдержит многократные падения и останется целым.

Желательно, чтобы тарелка имела бортики и присоску, с ней ребенку будет трудно ее перевернуть. Выбирайте посуду с яркими интересными рисунками. Можно найти в продаже тарелки с резервуаром для горячей воды. Такой подогрев позволит пище оставаться теплой дольше.

Для питья подойдет небольшая кружка (примерно 125 мл.) с ручками по сторонам, чтобы малышу было удобно ее держать.

Сегодня без труда можно купить небольшие ложечки, сделанные специально для маленьких. У них удобная прорезиненая ручка, которую легко удержать даже самому неопытному крохе.

Как правило в возрасте около двух лет малыша нужно начинать приучать к вилке. Детские вилки изготавливают с закругленными зубчиками, чтобы ребенок себя не поранил. При пользовании вилкой, мама должна показать малышу, как нужно накалывать пищу и как осторожно ею пользоваться.

В 3 года можно добавить в набор посуды неострый детский нож, предварительно показав, для чего он нужен.

Правила обучения

Необходимо придерживаться нескольких нетрудных правил для того, чтобы ваша кроха успешно научилась пользоваться столовыми приборами.

Для начала, убедитесь, что все взрослые члены семьи в курсе того, что ребенок обучается самостоятельной еде. Это делается для того, чтобы не получилось так, что одни учат ребенка, а другие кормят его с ложки. Если это будет происходить, малыш будет лениться и капризничать.

Обучение нужно проводить ежедневно, чтобы полученные знания закрепились у ребенка в памяти. Исключение составляют случаи, когда ваш малыш в плохом настроении, или у него режутся зубки. В этом случае можно уступить и покормить его. Но как только состояние нормализуется, занятия следует возобновить.

День за днем ребенок должен видеть, как едят родители. Поэтому старайтесь принимать пищу вместе. Малыш будет подражать вам и стремиться научиться кушать сам.

Кормите ребенка в одно и то же время.

На начальных этапах для обучения лучше всего подойдут каши и пюре, которые легче донести до рта, не разлив.

И, конечно же для того, чтобы у вашего ребенка было желание научиться есть самостоятельно, готовьте его любимые блюда.

Дорога ложка к обеду!

Чтобы показать ребенку, как надо пользоваться ложкой, мама должна взять в руку свою, зачерпнуть ей еду и донести ее до рта. При этом ребенку в ручку тоже следует вложить ложечку. Повторяя несколько раз эту процедуру, вы покажете, как нужно кушать. Первое время, малыш будет сжимать ложку всем кулачком, так как у него еще слабо развита мелкая моторика и координация. Но на данном этапе главное научиться доносить еду до рта. Если вы видите, что ваш ребенок устал, докормите его второй ложкой. Если ему трудно самостоятельно зачерпнуть еду, наполните ложку сами. Можно учиться кушать играя, например, чередуя мамину ложку и свою.

Пьем из чашки

Обучаться пить из чашки можно уже с 6-ти месяцев. Облегчить ребенку переход от грудного вскармливания к чашке можно путем использования поильника – чашечки из пластика со специальным колпачком. Учить пользоваться чашкой нужно также показывая на собственном примере, как это делается. Мама берет в руки чашку, и на глазах ребенка пьет, после чего осторожно прижимает чашку к губам ребенка, наклоняет ее и дает ему сделать пару глотков. На первых порах нужно обязательно придерживать кружку и подстраховывать малыша, показывая ему правильный угол наклона. Чтобы малыш не поперхнулся, жидкости в кружку нужно наливать на 3-4 глотка.

Правила поведения

Нужно с раннего детства приучать малыша вести себя за столом, как подобает и всегда перед едой мыть руки. Нужно объяснить ребенку, для чего это делается и как важно соблюдать гигиену перед и после еды.

Следует воздержаться от кормления ребенка за пределами кухни, а во время еды оставить на столике для кормления только посуду, убрав все игрушки.

Также не стоит разрешать ребенку играть с посудой, из которой он ест. И, конечно, не ругайте ребенка за неаккуратность. Лучше научите его пользоваться салфеткой.

Напоследок, важно всегда хвалить малыша за его попытки обучаться, пусть даже и не самые удачные. Так он будет стремиться еще больше порадовать родителей.

Совет 4: Как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно

Умение пользоваться ложкой и вилкой и есть самостоятельно – это простейшие навыки самообслуживания, которыми ребенок должен овладеть к концу первого – началу второго года жизни. Не всегда эти навыки даются малышу легко.
Инструкция
1
В возрасте 6-7 месяцев ребенок обычно начинает есть самостоятельно, но пока что не ложкой, а держа в руке печенье, хлеб или сухарик. Некоторые родители считают, что уже в этом возрасте можно начинать приучать малыша к ложке, хотя, разумеется, возрастные рамки очень размыты и индивидуальны. Чтобы обезопасить ребенка и заинтересовать его процессом, купите специальную детскую ложечку – обычно они мягкие, яркие и красивые. Часто такие ложечки идут в наборе с тарелками. Желательно, чтобы на тарелке был какой-нибудь яркий рисунок, который нравился бы малышу. Выбирайте детскую посуду из небьющихся материалов, следите, чтобы на ней не оставалось сколов и царапин.
2
Ребенок постоянно смотрит на то, как едите и орудуете ложкой вы, поэтому у него уже наверняка сложилось какое-то представление о том, зачем нужна ложка и что ей нужно делать. Дайте ложку ребенку, пусть он попробует сам зачерпнуть ей еду и отправить в рот. Вряд ли у него это получится с первого раза, поэтому помогите ему, придерживая его кулачок рукой. Обязательно похвалите его, если у него все получается.Ребенок может начать капризничать – совсем не обязательно он придет в восторг от нового способа приема пищи. Но не начинайте сразу кормить его – стремясь утолить голод, ребенок все равно будет стараться кушать сам.
3
После этого при каждом приеме пищи давайте ребенку ложку и предлагайте самостоятельно справиться с задачей. Если кроха уже научился орудовать ложкой, то старайтесь больше не кормить его сами. Но обязательно помогайте ему, если увидите, что он не справляется.
Видео по теме
Обратите внимание
Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается, но не забывайте хвалить его за успехи.
Совет полезен?
Будьте готовы к тому, что одежда, ваша и ребенка, стол, а также пространство вокруг будет запачкано едой. Надевайте фартук или одежду, которую не жалко. Снабдите такой «защитой» и малыша.

Первое время ребенок будет пытаться взять еду руками. Не ругайте его, просто снова привлекайте внимание к ложке.
Источники:
  • как научить ребенка есть самостоятельно ложкой

Совет 5: Как научить малыша принимать пищу самостоятельно

Около года и в старшем возрасте все дети намереваются проявить независимость, но, конечно, выходит не всё и не с первой попытки. В частности принимать пищу самому вилкой и ложкой, выпивать из кружки или стакана. Взрослым необходимо в этом прийти на помощь ребёнку.

Первым делом нужно обедать вместе со своим малышом - он начнёт подражать взрослому и научиться. Также концентрируйте его фокус внимания на том, как принимают пищу и прочие уже научившиеся данному мастерству дети. На первых порах на столе следует постоянно держать две вилки и ложки: одна для взрослого - другая для любимого чада.

Потому что ребёнок делает самые первые шаги в этом и очень часто длительное время роется в тарелке, следует его поддержать - докормить его второй ложкой.

Отличной мотивацией для детей является игра: тарелка с картинкой-сюрпризом на дне, приобрести можно в детских специализированных магазинах. Очень важно, чтобы эта картинка вызывала любопытство у вашего ребёнка (улыбающийся зайка, собачка, мишка и т. п.). Заинтригуйте малыша, скажите ему, что мишка (например) будет очень рад, если он опустошит тарелку полностью. Необходимо соблюдать важное правило: никогда не давить на детей, это вызывает лишь негативные реакции.

Если ребёнок уже хорошо владеет столовыми принадлежностями, но часто «кривляется», необходимо постараться осмыслить причину. Может быть, он тривиально - не совсем голоден, тогда стоит пообедать позже. Если же вы сталкиваетесь с негативной реакцией в отношении отсрочивания обеда и озорством, подобные действия нужно всегда пресекать. Поскольку взрослый учит дитя, а не дитя взрослого. Спустя некоторое время ребёнок осознает ваше негодование и начнёт принимать пишу с аппетитом и аккуратно, естественно, когда реально проголодается.

Постоянно приучайте ребёнка к гигиене и аккуратности. Если он устроил на кухне бардак, покажите своим примером, как следует за собой правильно убирать и мыть. Желательно установить промышленные фильтры для очистки воды. Вместе с ребёнком взрослый должен мыть руки и перед, и после еды. Так как все полезные привычки формируются в детском возрасте.

Большой ошибкой родителей является принуждение малыша кушать только лишь то, что следует по определению, и столько порций, сколько считает нужным родитель. Кроме того не нужно его забавлять игрушками во время приёма пищи и предлагать съесть ложечку за бабушку, за дедушку и т. п. Он запросто может привыкнуть к играм и уговорам. Позабавиться можно и позднее. 

Напоследок стоит отметить, что рацион ребёнка должен быть как можно более разнообразен. Обязательно регулярно поощряйте малыша за все успехи и достижения – это будет лучшим стимулом для него - стремиться делать всё с каждым разом лучше.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500