Совет 1: Киста яичника: причины возникновения и способы лечения

Киста яичника – распространенное доброкачественное образование в яичниках. Чаще всего патология развивается у женщин репродуктивного возраста. Лечение кисты яичника будет зависеть от формы заболевания и особенностей организма.

Причины появления кисты яичника

Новообразования в яичниках могут формироваться двумя способами: при закупорке выводного протока желез с последующим накоплением секрета, а также путем формирования полости, содержащей жидкость. Приблизительно в половине случаев киста появляется у женщин, имеющих нарушения менструального цикла. В зависимости от причин возникновения различают несколько видов патологии. Кисты яичника могут быть функциональные и органические. Функциональные образования (например, киста желтого тела) появляются следствие гормональных нарушений, нарушений работы яичников. Они носят временный характер, рассасываются самостоятельно или после курса приема оральных гормональных препаратов.

К органическим относят фолликулярные, геморрагические, эндометриодные, дермоидные и муцинозные кисты яичника. Фолликулярная киста появляется из преовуляторного фолликула, подобное образование развивается из-за нарушений эндокринного характера, проблем с обменом веществ. Геморрагическое образование появляется вследствие кровоизлияния, произошедшего внутри фолликулярной кисты или кисты желтого тела. Эндометриоидные кисты развиваются по причине роста в яичниках тканей слизистой внутреннего слоя стенок. Как правило, такие образования наблюдаются у женщин, страдающих эндометриозом.

Дермоидная киста развивается из производных зародышевых листков, в ней содержатся ткани, которые имеют вид неоднородной массы с элементами зародышевых листков. Муцинозная киста яичника является эпителиальным доброкачественным новообразованием, в полости которого содержится муцин (слизеобразный секрет эпителия). Поликистоз появляется у женщин, имеющих эндокринологические заболевания. Патология характеризуется появлением на внешней стороне яичника большого количества кист.

Лечение кисты яичника

Если в результате диагностического исследования было подтверждено, что киста яичника является доброкачественным образованием, и она не оказывает на другие внутренние органы негативного влияния, врач может принять решение ее не трогать. В том случае, если присутствует риск негативного воздействия на внутренние органы, проводится пункция кисты или назначается хирургическая операция. Если киста появилась вследствие гормональных нарушений, больной назначают курс оральных противозачаточных препаратов. В некоторых случаях одновременно назначают противовоспалительные средства.

Органические кисты лечатся только оперативным методом. При оперировании женщин молодого возраста уделяют внимание тому, чтобы удалить только новообразование. У пациенток постменопаузального возраста кисту могут убрать вместе с придатками матки. После операции назначается курс лечения, направленный на восстановление менструального цикла.

Совет 2: Что такое разрыв кисты

Чтобы не допустить разрыва кисты яичника, при обнаружении патологии рекомендован ее регулярный контроль. Если киста не увеличивается в размерах и не оказывает влияния на здоровье женщины, ее не удаляют в надежде на самостоятельное рассасывание. Противоположные ситуации требуют немедленного удаления кисты.

Разрыв кисты яичника: общие сведения о заболевании, причины его возникновения

В гинекологии под понятием «апоплексия» подразумевается разрыв кисты яичника – патологический процесс, заканчивающийся самопроизвольным разрывом стенок фолликула. Происходит он чаще всего в момент овуляции, когда пузырек со сформированной яйцеклеткой достигает максимальных размеров, а стенки его значительно истончаются.

Почему же не со всеми женщинами случается это неприятное явление? Дело в том, что разрыв кисты яичника случается только в определенных условиях. Истончение стенок фолликула может объясняться несколькими причинами:
- нарушение свертываемости крови;
- гормональный дисбаланс;
- активные занятия спортом или сексом;
- воспалительные процессы в яичнике.
Удаление кисты может проводиться без скальпеля. Врач делает 3 прокола в животе пациентки, через которые вводит инструменты, и извлекает кисту.

Есть ли связь между кистой и желтым телом?

Организм каждой женщины репродуктивного возраста ежемесячно готовится к оплодотворению. Процесс созревания яйцеклетки происходит в фолликуле, и по фаллопиевой трубе она перемещается в матку. В свою очередь, в фолликуле формируется желтое тело, продуцирующее «гормоны беременности».

При отсутствии оплодотворения желтое тело оказывается ненужным, и оно рассасывается. Гормоны уже не вырабатываются в таком большом количестве, слои эндометрия разрушаются, и начинается менструация.

Если женские половые пути инфицированы или в организме имеются гормональные нарушения, желтое тело может не сформироваться по мере выхода яйцеклетки. В этом случае в увеличенном фолликуле скапливается жидкость.

Что касается самой кисты, в ее образовании не всегда виновато желтое тело. У некоторых женщин причиной возникновения и разрыва кисты оказывались разнообразные патологии половой сферы.

Тревожные признаки, сигнализирующие о разрыве кисты яичника

Симптомы, характерные для разрыва кисты яичника, таковы:
- острые нестерпимые боли внизу живота;
- повышение температуры;
- метеоризм и диарея;
- тошнота и рвота;
- ненормальные выделения из влагалища;
- кровотечение из матки;
- снижение давления;
- слабость и бледность;
- потеря сознания.

Как диагностируется разрыв кисты яичника?

Постановка диагноза обычно происходит на основании данных УЗИ, проведенного при подозрении на патологические процессы, протекающие в половой сфере женщины. У некоторых пациенток киста в ходе исследования обнаруживалась случайно, когда к проведению УЗИ органов малого таза имелись другие показания.
В диагностических целях у пациентки берут пункцию брюшной полости. Выполняется она специальной иглой через задний свод влагалища. Ее задачами являются изучение состава крови и выявление кровотечения.

О том, насколько опасен разрыв кисты яичника, можно сказать следующее. Медикам не раз приходилось полностью удалять пораженный орган, что впоследствии являлось причиной бесплодия пациентки или снижало вероятность зачатия ею ребенка.

Еще одним печальным последствием разрыва кисты яичника является гнойный перитонит, или воспаление брюшной полости. Его развитие могут спровоцировать микробы, оказавшиеся в организме женщины в ходе проведения операции. Выходом из такой ситуации оказывается только повторное хирургическое вмешательство.
Видео по теме
Источники:
  • Разрыв кисты яичника может привести к перитониту и большой кровопотере
  • К чему может привести разрыв кисты яичника
  • Разрыв кисты яичника
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500