Совет 1: Как научить пересказывать текст

Одно из устных упражнений, которое могут задать в школе – пересказ содержания текста. Он может быть как подробным, так и общим. Тем не менее, многие учащиеся не знают, как это нужно делать наиболее продуктивно.
Инструкция
1
Попросите учащихся перечитать несколько раз внимательно тот текст, который нужно пересказать. Все зависит от того, какую задачу вы им ставите. Если задание состоит в передаче основной идеи текста, то ученикам будет достаточно прочитать его несколько раз. Некоторым из них хватит и одного беглого просмотра. Если же цель – близкая по содержанию интерпретация, то скажите им проработать текст как следует много раз.
2
Скажите ученикам, чтобы каждый выделил основные части, на которые нужно обратить пристальное внимание. Любой написанный материал содержит опорные пункты, абзацы, параграфы и т.д. Пусть учащиеся выстроят в голове логическую цепочку из частей текста. Попросите их запомнить наиболее примечательные моменты каждой из них. Проследите, чтобы они использовали карандаши для подчеркиваний. Зрительная память тогда будет работать более эффективно.
3
Проверьте подробный план для пересказа. Как только учащиеся смогли точно определить основные части текста, скажите им сделать его схему. Она может быть разбита на 5-6 пунктов и более. Все зависит от объема текста. В каждом пункте должны быть несколько опорных фраз, которые раскрывают его содержание. Делать это нужно все письменно в тетради или на отдельном листке. Это будет очень продуктивная проработка аналитических навыков у учащихся.
4
Проследите, чтобы ученики довели план до кратких тезисов. Многим из них не нужно, чтобы он был слишком подробный. Тезисы – квинтэссенция содержания текста в нескольких предложениях. Они помогут ученику вспомнить те моменты, про которые он может забыть во время пересказа.
5
Попросите учеников пересказать текст вслух. Разрешите им использовать подготовленные записи в тетради: планы, тезисы, опорные пункты. Исправляйте по ходу возникающие ошибки, задавая вопросы. Ни в коем случае не надо грубо прерывать учеников и указывать на недостатки. Сделайте разбор полетов в конце пересказа. Поработайте так с каждым учеником. Давайте подобные задания каждую неделю. Тогда учащиеся быстро научатся пересказывать тексты любой сложности.

Совет 2: Как научить скорочтению

Среднестатистический человек читает со скоростью от 150 до 300 слов в минуту. А для тех, кто освоил премудрость скорочтения, уже после трех месяцев интенсивных занятий 500-750 слов в минуту - нормальная скорость. Если нет денег на платную школу, а целеустремленности хоть отбавляй, то упражнения можно делать в домашних условиях.
Вам понадобится
  • - метроном или специальная компьютерная программа, отсчитывающая время
  • - таблицы Шульке, сделанные от руки
Инструкция
1
Изучите информацию о скорочтении, чтобы развеять мифы об этой чудо-методике. Помните, что скорочтение - это просто слово, продаваемый бренд. На самом деле все практики направлены на то, чтобы ваш мозг усваивал как можно больше информации за короткое время. Это достигается за счет тренировки так называемого рационального чтения, когда человек не проговаривает текст, не возвращается к прочитанному, чтобы понять смысл. Наоборот, его глаза находятся в центре строки. Глаза не бегают по строчкам, а спускаются сверху вниз. Это так называемое вертикальное чтение. При скорочтении расширяется угол зрения, возрастает скорость обработки информации. Чтобы ощутить результат через месяц, придется заниматься по два часа каждый день.
2
Приучите себя к мысли, что все тексты разные и требуют разной скорости чтения и разной концентрации внимания. Техника скорочтения разрабатывалась для людей, которые имеют дело с научной литературой: диссертациями, инструкциями, многостраничными аналитическими отчетами. Поэтому не стоит глубоко погружаться в легкую развлекательную статью. Для таких текстов достаточно пары взглядов.
3
Читайте текст не механически, а по специальному алгоритму. Например, новичков на курсах заставляют разбивать его на логические компоненты: заголовок, автор текста, какой источник информации используется, тематическое своеобразие, факты (если речь идет об отчете или статье), новизна материала (для диссертаций), мнения и критика. Полезно читать с метрономом или программой, которая его имитирует. Метроном устанавливается на 60 ударов в минуту.
4
Уделите внимание глазам. Выполняйте упражнения для разработки периферического зрения. Например, посмотрите в одну точку прямо перед вами, но при этом постарайтесь увидеть то, что происходит вокруг. Это кажется странным, но через некоторое время вы научитесь это делать. Это поможет вплотную подобраться к вертикальному чтению. Но уже на первых порах старайтесь удерживать взгляд в центре строки и читать вертикально. Сначала будет трудно, но через некоторое время это войдет в привычку. Начинать лучше с простых текстов. Витаминные капли для глаз и подбор правильных очков облегчит жизнь.
5
Тренируйте мозг. Проговаривание текста, перепрыгивание со строчки на строчку и регрессия (то есть возвращение к прочитанному тексту) теперь под запретом. Техника скорочтения подразумевает смысловые догадки, когда вы быстро схватываете суть. Очень полезны таблицы Шульте. Их можно скачать в интернете, но лучше сделать от руки. Начертите квадрат пять на пять клеток. В каждой напишите цифры или буквы в произвольном порядке. Потом, удерживая взгляд в центре, постарайтесь найти другие числа.
Обратите внимание
Есть мнение, что техники скорочтения рассчитаны только на взрослых. Не стоит нагружать ребенка и тем более обвинять его в том, что он не может достичь результата читать 1000 слов в минуту.
Совет полезен?
Интенсивные интеллектуальные упражнения стоит чередовать с физической активностью и прогулками на свежем воздухе. Мозг-труженик любит глюкозу. Поэтому приготовьтесь к тому, что вас потянет на сладкое. И вместо конфет купите сухофрукты или побалуйте себя натуральным домашним какао.
Источники:
  • 14 простых упражнений для развития скорочтения
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500