Инструкция
1
Попросите учащихся перечитать несколько раз внимательно тот текст, который нужно пересказать. Все зависит от того, какую задачу вы им ставите. Если задание состоит в передаче основной идеи текста, то ученикам будет достаточно прочитать его несколько раз. Некоторым из них хватит и одного беглого просмотра. Если же цель – близкая по содержанию интерпретация, то скажите им проработать текст как следует много раз.
2
Скажите ученикам, чтобы каждый выделил основные части, на которые нужно обратить пристальное внимание. Любой написанный материал содержит опорные пункты, абзацы, параграфы и т.д. Пусть учащиеся выстроят в голове логическую цепочку из частей текста. Попросите их запомнить наиболее примечательные моменты каждой из них. Проследите, чтобы они использовали карандаши для подчеркиваний. Зрительная память тогда будет работать более эффективно.
3
Проверьте подробный план для пересказа. Как только учащиеся смогли точно определить основные части текста, скажите им сделать его схему. Она может быть разбита на 5-6 пунктов и более. Все зависит от объема текста. В каждом пункте должны быть несколько опорных фраз, которые раскрывают его содержание. Делать это нужно все письменно в тетради или на отдельном листке. Это будет очень продуктивная проработка аналитических навыков у учащихся.
4
Проследите, чтобы ученики довели план до кратких тезисов. Многим из них не нужно, чтобы он был слишком подробный. Тезисы – квинтэссенция содержания текста в нескольких предложениях. Они помогут ученику вспомнить те моменты, про которые он может забыть во время пересказа.
5
Попросите учеников пересказать текст вслух. Разрешите им использовать подготовленные записи в тетради: планы, тезисы, опорные пункты. Исправляйте по ходу возникающие ошибки, задавая вопросы. Ни в коем случае не надо грубо прерывать учеников и указывать на недостатки. Сделайте разбор полетов в конце пересказа. Поработайте так с каждым учеником. Давайте подобные задания каждую неделю. Тогда учащиеся быстро научатся пересказывать тексты любой сложности.