Неоклассицизм в архитектуре



Наиболее широкое распространение неоклассические течения получили в архитектуре. К концу XIX века в архитектуре сформировался эклектичный, обладавший избыточной декоративностью стиль «модерн», который довольно быстро перестал удовлетворять потребности рациональной архитектуры. Как антитеза модерну в ряде стран, в том числе и в России, появился новый стиль, опиравшийся на классические ценности, но содержавший в себе конструктивные приемы наработанные модерном, получивший название неоклассицизм.


Новый стиль возродил традиции классицистического зодчества, повлиял на лексикон модерна и оттеснил его на дальний план. Неоклассицизм в архитектуре особенно часто использовался в строительстве зданий общественного предназначения: вокзалов, музеев, станций метро и др. Характерными чертами архитектурной неоклассики являются монументальность, правильность пропорций и помпезность.

Изобразительное искусство



В изобразительном искусстве неоклассицизм получил большое распространение в конце XIX века, как альтернатива импрессионизму. Первыми «неоидеалистами», пропагандировавшими монументальность и пластичную четкость классического искусства, стали германские художники и скульпторы. Неоклассицизм в живописи и скульптуре сочетал в себе принципы античного искусства и классицизма с позднеакадемическими тенденциями, нередко очень тесно соприкасаясь со стилистическими решениями модерна.

Яркими примерами неоклассицизма или использования его элементов в изобразительном искусстве являются работы живописцев: Петрова-Водкина, Серова, Дени, Бакста, Яковлева, скульпторов: Меркурова, Мештровича, Конёнкова, Майоля, Бурделя, Вигеланда. Так же, как и в архитектуре, характерным примером использования в изобразительном искусстве арсенала художественных средств неоклассицизма служит официальное искусство фашистских режимов.

Неоклассицизм в музыке



В музыке неоклассицизмом называется академическое направление возникшее, как прямое возражение на музыкальный стиль импрессионизма, получившее наибольшее развитие в 1920-1930-х годах. Представители неоклассической музыки возрождали в своих произведениях стилистику доклассического и раннеклассического периодов. Самое мощное развитие в музыке неоклассицизм получил в творчестве Альбера Русселя, Игоря Стравинского и Отторино Респиги. В наше время неоклассикой нередко ошибочно называют стиль Classical Crossover сочетающий в себе поп, рок и электронику с элементами классической музыки.